Рокфеллер Центр – это комплекс небоскребов и театров в Нью-Йорке, разработанный Джоном Д. Рокфеллером-младшим в 1930-х годах и спроектированный талантливым комитетом архитекторов и планировщиков.
Это все великолепно демонстрирует, как высокие здания могут быть легко интегрированы в горизонтальный клубок города снизу.
Инвестиции в строительство
Впервые задуманный в 1927 году, Рокфеллер Центр был задуман как комплекс смешанного назначения, в котором разместились бы Метрополитен-опера и различные торговые заведения.
Позже опера была снята и заменена Американской радиокорпорацией (RCA) и ее молодой дочерней компанией NBC.
Рокфеллер хотел получить хорошую отдачу от своих инвестиций, но он также хотел построить что-то, что могло бы служить общественному благу.
Он был страстно увлечен архитектурой и чувствовал себя ответственным за вклад в городское качество Нью-Йорка.
Дизайн Рокфеллер Центра – это продукт сотрудничества архитекторов, обладающих опытом в самых разных областях.
Девелопер Джон Р. Тодд, который участвовал в нескольких спекулятивных офисных проектах вокруг близлежащего Центрального вокзала, назначил фирму «Рейнхард и Хофмейстер» главными архитекторами, так как они имели большой опыт проектирования экономических планов этажей.
Также в команде был известный архитектор Харви Уайли Корбетт.
Корбетт интересовался вопросами городского планирования и транспортных потоков и принимал участие в предложениях Ассоциации регионального планирования по расширению городов в районе Нью-Йорка.
С ним работал Уоллес К. Харрисон, который позже сотрудничал с рядом современных ансамблей в Нью-Йорке, включая Организацию Объединенных Наций и Линкольн-центр.
Завершал группу Раймонд Худ, у которого за плечами уже было много небоскребов, включая готическую башню Chicago Tribune Tower (1922), замысловатое здание American Radiator Building (1924) и более сдержанный завод Daily News plant (1929).
К началу 1930 года архитекторы установили базовую схему Рокфеллер Центра: высокое здание, закрепленное в центре застройки, с фасадом, выходящим на площадь, и с боков более короткие здания по периметру участка.
Элегантность в дизайне
Здание RCA Раймонда Худа (с тех пор переименованное в GE building и известное в народе как 30 Rock) доминирует над Рокфеллер Центром.
Этот небоскреб излучает холодную, непритязательную элегантность.
Его известняковый фасад возвышается над серией ступенчатых вертикалей.
Алюминиевые шпандрели создают вертикальный узор из линий, подчеркивающих высоту здания.
Худ использовал аналогичный подход в своем здании «Дейли Ньюс», но здесь пропорции были более тонкими.
Профиль здания меняется в зависимости от расположения смотрящего, его северный и южный фасады простираются широко, в то время как его восточный и западный концы представляют собой тонкие фасады на улицу.
Главный подход к зданию лежит на востоке через длинный и узкий Channel Gardens (ландшафтная дорожка, которая разделяет здания).
Профиль здания RCA в то время был необычным для Нью-Йорка.
Форма плиты здесь была относительно новой, хотя в послевоенный период она стала более распространенной в городе.
Модерн
Здание было с поэтажными планами, рассчитанными на максимальную стоимость аренды.
Близость к окнам была важна, арендаторы требовали дневного света и вентиляции в своих офисных помещениях.
Тщательное планирование сводило к минимуму расстояние между окнами и коридорами.
Лифты были перенесены в центр здания, чтобы сохранить ценную площадь по периметру.
Новые скоростные лифты означали меньшее количество банков и, следовательно, большую арендуемую площадь.
Сады на крыше занимали места ниже 16-го этажа – это недорогой способ добавить нотку роскоши офисам и получить более высокую арендную плату за эти помещения.
Обтекаемые линии модерна здания RCA олицетворяли стиль, доминировавший в Рокфеллер Центре.
Башни комплекса нельзя назвать авангардными, но они современны в своей простоте.
Их минимализм был обусловлен скорее сокращением затрат, чем архитектурными экспериментами, но тем не менее привел к сдержанному и сплоченному комплексу, который в первую очередь опирается на массовость и пропорции для эффекта.
Искусство и архитектура
Архитекторы приветствовали добавление скульптуры и живописи к их зданиям, как внутри, так и снаружи.
Вот лишь несколько примеров: богатые панно Ли Лори в стиле арт-деко на здании RCA изображали аллегорические фигуры света и звука; панно Хильдрет Мейер в Мюзик-холле Radio City изображали стилизованных театральных муз в смелых тонах.
Лори сотрудничал со скульптором Рене Шамбелланом над фигурой «Атласа» перед Международным зданием и золотым «Прометеем» Пола Мэншипа на впалой площади у основания здания RCA.
Самой известной работы в центре больше не существует – фрески Диего Риверы в вестибюле здания RCA были уничтожены, когда мексиканский монументалист отказался смягчить антикапиталистические образы своих картин.
Эту комиссию одобрил сын Рокфеллера Нельсон; он был восторженным покровителем современных художников (в этом отношении он пошел в свою мать, Эбби Олдрич, одну из основательниц МоМА).
Однако на этот раз его симпатия к авангарду дала обратный эффект.
«Город в городе»
В своей основе Рокфеллер Центр преуспевает в интеграции вертикального города с горизонтальным.
Он предлагает многоуровневые пути циркуляции для пешеходного и автомобильного движения, генерируемого его многочисленными арендаторами.
Маленькие частные улочки врезались в большую сетку Манхэттена, чтобы облегчить пешеходам движение вокруг переполненной площади.
Также решающее значение для поддержания движения людей имеет подземный вестибюль центра, который связывает каждое здание комплекса с подземным торговым центром и, в конечном счете, с метро.
Планировщики Рокфеллер Центра представляли себе так называемый «город в городе», а магазины в вестибюле означали, что офисные работники могут получить то, что им нужно, не выходя из здания.
Присутствие метро тоже было преднамеренным.
Транспортный комитет центра работал с городом, чтобы его новая линия метро на 6-й авеню могла обслуживать огромное количество рабочих, добирающихся до комплекса.
Наконец, тщательно продуманная сеть гаражей и подземных пандусов вмещает грузовики, облегчая доставку грузов без дальнейшего перегружения шумных улиц центра Манхэттена.
Интересные факты
- В рамках проектирования строительства было уничтожено 228 зданий на месте новой постройки и перевезено около 4000 жильцов. В строительной работе было занято от 40 000 до 60 000 рабочих. Такой проект стал крупнейшим в частном строительстве зданий.
- Первым владельцем этой земли стал врач Дэвид Хосак, купивший 20 ее акров в 1801 году за $5000 и открывший на ней первый в США ботанический сад под названием “Сад Элгина”. Но к 1823 году все сады страны оказались во владении Колумбийского университета.
- На этапе планирования комплекс получил несколько названий. Среди них были «Радио-Сити», «Рокфеллер-Сити» и «Метрополитен-сквер». Однако самым важным для Джона Д. Рокфеллера-младшего было в скором темпе превратить проект в прибыль. Хоть и ему не нравилась идея дать свое имя проекту, он согласился, когда понял, что это принесет огромную пользу продвижению арендуемых площадей, которые станут доступны. Наименование «Рокфеллер Центр» было официально подтверждено в 1931 году.
4.Новые здания непрерывно строились вплоть до 70-х годов 20-го века. Самыми крайними постройками стали 3 башни, названные Эксон-Билдинг, Макгроу-Хилл-Билдинг и Селанезе-Билдинг.
- Рождественская елка Рокфеллер Центра ставится над статуей Прометея; обычно ее ставят и зажигают через неделю после Дня благодарения, а снимают через неделю после Нового года.