Централ парк стал первым ландшафтным общественным парком в Соединенных Штатах.
Для более широкого представления о нем, следует окунуться в его историю, дизайн и архитектуру.
Ранние годы Централ парка
Сторонники создания парка – в первую очередь богатые купцы и землевладельцы, которые восхищались общественными площадками Лондона и Парижа и настаивали на том, что Нью-Йорку необходимо сопоставимое сооружение, чтобы установить свою международную репутацию.
Общественный парк, утверждали они, обеспечит их собственным семьям привлекательные условия для поездок в экипажах и предоставит рабочему классу Нью-Йорка здоровую альтернативу салуну.
После трехлетних дебатов о месте парка и его стоимости в 1853 году законодательное собрание штата разрешило городу Нью-Йорку использовать власть именитого домена для приобретения более 700 акров земли в центре Манхэттена.
Неровный рельеф болот и обрывов, перемежающихся скалистыми выступами, делал землю между Пятой и Восьмой авеню и 59-й и 106-й улицами нежелательной для частной застройки.
Однако создание парка потребовало переселения примерно 1600 бедных жителей, включая ирландских свиноводов и немецких садовников, которые жили в лачугах на этом участке.
Расширение границ до 110-й улицы в 1863 году привело к тому, что парк достиг своих нынешних 843 акров.
Вопрос о том, кто должен осуществлять политический контроль над этим новым видом общественных институтов, был предметом споров на протяжении всего 19-го века.
Назначая первую комиссию по Централ парку (1857-1870), законодательное собрание штата, в котором доминировали республиканцы, отказалось от принципа «самоуправления».
Под руководством Эндрю Грина комиссия стала первым городским агентством по планированию и наблюдала за планировкой верхнего Манхэттена, а также за управлением парком.
После того как новый городской устав в 1870 году восстановил парк под местным контролем, мэр назначил парковых комиссаров.
Архитектура и дизайн
В 1857 году комиссия Централ парка провела первый в стране конкурс ландшафтного дизайна и выбрала «План Гринсворда», представленный Фредериком Ло Олмстедом, управляющим парком в то время, и Калвертом Во, архитектором английского происхождения и бывшим партнером популярного садовника Эндрю Джексона Даунинга.
Дизайнеры стремились создать пасторальный пейзаж в английской романтической традиции.
Открытые холмистые луга контрастировали с живописными эффектами Рамбл и более формальными нарядными площадками Торгового центра (Променад) и Бетесда-Террас.
Чтобы сохранить ощущение непрерывности пространства, Олмстед и Во опустили 4 поперечные дороги на 8 футов ниже поверхности парка, чтобы обеспечить движение через весь город.
Отвечая на давление местных критиков, проектировщики также пересмотрели систему циркуляции своего плана, чтобы разделить пешеходные и конные дорожки.
Во, при содействии Джейкоба Рея Моулда, спроектировал более 40 мостов, чтобы исключить пересечение различных маршрутов.
Здание Централ парка было одним из самых масштабных общественных проектов Нью-Йорка 19-го века.
После взрыва скалистых хребтов, рабочие переместили почти 3 миллиона кубических ярдов почвы и посадили более 270 000 деревьев и кустарников.
Открытие
Парк впервые открылся для общественного пользования зимой 1859 года, когда тысячи ньюйоркцев катались на коньках по озерам, установленных на месте бывших болот.
К 1865 году парк принимал более 7 млн посетителей в год.
Самые богатые горожане города ежедневно выходили на послеобеденные каретные парады. Действительно, в первое десятилетие существования парка более половины его посетителей приезжали в экипажах, дорогих транспортных средствах, которые могли позволить себе иметь менее 5% жителей города.
Средний класс Нью-Йорка также стекался в парк для зимнего катания на коньках и летних концертов.
Строгие правила, регулирующие использование парка (например, запрет на групповые пикники) отбили у многих немецких и ирландских ньюйоркцев охоту посещать парк в первое десятилетие его существования.
Однако жители Нью-Йорка неоднократно оспаривали эти правила, и в последней трети века парк открылся для более демократичного использования.
Парковые комиссары постепенно разрешили развлечения, такие как карусели, игра в теннис на лужайках и езда на велосипеде по дорожкам.
Зоопарк Централ парка
История Централ парка не была бы полной без включения зоопарка Централ парка.
Хоть и план Олмстеда и Во не включал в себя зоопарк, парк начал содержать животных в конце 1850-х годов.
Городские комиссары отреагировали на растущую специальную коллекцию животных, обратившись к законодательному собранию штата с просьбой выделить часть парка для «зоологического сада», что он и сделал в 1861 году.
Строительство сооружений для содержания животных продолжалось в течение 1860-х и 1880-х годов.
В этот период зверинец стал ареной многих редких рождений диких животных, что способствовало росту ежегодной посещаемости, которая достигла миллиона к 1902 году.
В 1890-х годах зверинец перешел под надзор Нью-Йоркского зоологического общества.
Общество действовало в соответствии со специальной хартией, предоставленной законодательным органом штата для создания общественного зоологического парка, защиты животных и содействия науке зоологии.
Как только общество получило контроль, немедленно началось строительство дополнительных постоянных зданий.
В 1934 году комиссар парков Роберт Мозес перестроил зверинец и переименовал его в Зоопарк Централ парка.
Централ парк в 20-м веке
В начале 20-го века, с появлением иммигрантских кварталов на границах парка, посещаемость достигла своего небывалого максимума.
Прогрессивные реформаторы вместе со многими рабочими ньюйоркцами выступали за создание условий для активного отдыха.
В 1927 году Август Хекшер пожертвовал первую оборудованную детскую площадку, расположенную на юго-восточном лугу.
Когда было объявлено о планах осушить старый прямоугольный резервуар в центре парка, прогрессисты призвали заменить его спортивной ареной, бассейном для плавания и игровыми площадками.
Другие ньюйоркцы, под влиянием движения City Beautiful, предложили ввести официальную гражданскую площадь и набережную, которые соединят 2 музея на восточной и западной границах парка.
Однако ландшафтные архитекторы и защитники природы выступили против этих дизайнерских новшеств, и участок водохранилища был натуралистически благоустроен, превратившись в Большую лужайку.
Такие дебаты по поводу изменений плана Гринсворда и надлежащего использования общественного парка продолжаются и по сей день.
В 1934 году мэр Фиорелло Ла Гуардиа назначил Роберта Мозеса ответственным за новую централизованную общегородскую парковую систему.
С помощью федеральных денег во время Великой депрессии Мозес построил 20 игровых площадок на периферии парка, отреставрировал зоопарк, перестроил подъездные пути для размещения автомобилей, добавил спортивные площадки к лугу и расширил программу отдыха.
Мозес также ввел постоянные поля для игры в мяч на Большой лужайке для корпоративного софтбола и местных команд малой лиги.
В 1960-х годах 2 уполномоченных мэра Джона Линдсея, Томас Ховинг и Август Хекшер, приветствовали рок-концерты и посещения парка, сделав его символом как городского возрождения, так и культуры.
Однако в 1970-х годах резкое сокращение бюджета во время финансового кризиса, долгосрочное снижение технического обслуживания и возрождение движения за сохранение парка побудили к новому подходу управления парком.
В 1980 году охрана Централ парка, частная организация по сбору средств, взяла на себя ответственность за восстановление элементов плана Гринсворда, включая луг, террасу и замок.
К 1990 году частная организация охраны Централ парка внесла более половины бюджета общественного парка и оказала существенное влияние на принятие решений о его будущем.
Однако, Централ парк продолжает формироваться публикой, которая использует его.