Американский архитектор.
Ранние годы
Фрэнк Ллойд Райт был одним из самых драматичных и эксцентричных гениев Америки.
Он родился 8 июня 1867 года, старший из трех детей, родившихся у Уильяма и Анны Ллойд Райт в маленьком городке Ричленд-Центр, штат Висконсин, в американских прериях.
Мать Райта эмигрировала из Уэльса вместе со своей семьей.
Отношения Райта с матерью были очень близкими на протяжении всей его жизни.
Его отец, Уильям Кэри Райт, был священником и музыкантом.
Когда Райту было 3 года, его семья переехала в Массачусетс, где его отец работал священником.
Около 1880 года семья вернулась в Висконсин. Его отец открыл музыкальную консерваторию, а Райт пошел в школу и работал на ферме своего дяди.
Когда Райту было 18 лет, его отец развелся с женой, оставив его с матерью и двумя младшими братьями и сестрами.
Вскоре после этого Райт искал работу на неполный рабочий день в Мэдисоне, штат Висконсин.
Он также планировал учиться в Висконсинском университете.
Райт устроился на работу к подрядчику из Мэдисона в качестве ученика и в течение года посещал курсы инженерии и графики в университете.
На этом его формальное образование закончилось.
Чтобы продолжить свое архитектурное образование, Райт в 1887 году уехал из Мэдисона в Чикаго, где получил работу чертежника у архитектора Джозефа Силсби.
Профессиональная карьера и личная жизнь
Находясь в Чикаго в конце 1880-х годов, Райт находился в разгаре большого архитектурного бума.
Архитекторы со всего мира приехали в Чикаго, чтобы восстановить город после того, как он был разрушен пожаром.
Райт, изучив основы архитектуры у Силсби, получил работу в Данкмаре Адлере и Луисе Салливане, одной из самых прогрессивных архитектурных фирм в стране.
К тому времени, когда Райту было около 20 лет, он работал над несколькими из самых впечатляющих зданий в Чикаго.
В 1889 году Райт женился на Кэтрин Ли Кларк Тобин.
У Фрэнка и Кэтрин было шестеро детей, двое из которых стали архитекторами.
Чтобы содержать жену и детей так, Райт взял на себя дополнительную работу по проектированию домов.
В 1893 году Райт начал свой собственный архитектурный бизнес.
В 1909 году Райт бросил свою 20-летнюю жену и детей, сбежав в Европу с женой клиента.
Они вернулись в 1911 году, чтобы поселиться в Спринг-Грин, штат Висконсин, где он построил свою знаменитую резиденцию Талиесин.
В 1914 году служанка в резиденции Талиесин подожгла дом, и он был почти полностью разрушен.
Райт восстановил Талиесин, а затем отправился в Токио, где ему было поручено построить отель «Империал».
В 1922 году Райт женился на скульпторше Мириам Ноэль.
А в 1925 году Талиесин снова сгорел.
Карьера Райта пострадала из-за постоянных скандалов в его личной жизни.
Жизнь Райта была наполнена судебными исками, плохой репутацией, банкротством и горечью.
В 1928 году Райт женился на своей четвертой жене, Ольгиванне Милановой, черногорской аристократке.
Этот брак продлился до конца его жизни.
Райт начал читать лекции и преподавать.
Хоть и проекты Райта продолжали строиться в стабильном темпе в течение более двух десятилетий, он не видел, чтобы слава вновь появилась в его жизни до 1950-х годов.
Райт также написал несколько книг об архитектуре.
В 1950-х годах его боготворили как смелого гения.
Эксцентричность, за которую его когда-то презирали, помогла ему стать популярным.
Последним крупным проектом Райта было проектирование здания для размещения впечатляющей коллекции современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма (Музея Гуггенхайма) на 5-й Авеню в Нью-Йорке.
Проекты и нововведения Райта
В 1904 году он построил административное здание Ларкина, которое стало первым офисным зданием в Соединенных Штатах, в котором были установлены кондиционеры, металлическая мебель и металлические стеклянные двери, и окна.
Когда он строил церковь Храма Единства в 1905-1906 годах, Райт использовал заливаемый бетон для здания.
В 1910 году в Берлине было опубликовано портфолио работ Райта, которое впоследствии оказало влияние на молодое поколение современных архитекторов в Европе.
Райт включил множество дизайнерских новшеств в здание «Империал», которые, по существу, защитили здание от разрушительного землетрясения, обрушившегося на этот район в 1923 году.
Он получил большое уважение в Японии за строительство высокого отеля, который был сейсмостойким.
В 1920-х годах Райт разработал новый метод строительства с использованием предварительно отлитых бетонных блоков, которые были армированы металлом.
С помощью этого нового метода было построено несколько домов, из которых наиболее примечательным является дом Малларда в Пасадене, штат Калифорния.
В 1931 году Райт основал стипендию Талиесина и превратил свою резиденцию в студию-мастерскую для учеников, которые платили бы за обучение с ним и за работу по поручению Райта.
Когда экономика в стране стабилизировалась, строительство возобновилось, и Райт спроектировал два хорошо известных здания: дом Кауфмана, который был укреплен над водопадом в Беар-Ран, штат Пенсильвания, и административное здание для компании S. C. Johnson and Son в Расине, штат Висконсин.
Райт также был занят проектированием домов и сообществ, которые, по его мнению, были идеальным ответом на современное общество. Например, Бродакр-Сити был децентрализованным сообществом без различия между городом и деревней, и он проектировал дома, которые отражали бы идеальную демократическую Америку.
В 1938 году он построил Талиесин-Уэст, постоянный лагерь в пустыне из камня, дерева и бумаги, недалеко от Финикса, штат Аризона.
В течение 1940-х и 1950-х годов Райт продолжал проектировать и строить инновационные и впечатляющие сооружения.
В течение этого времени его проекты были более разнообразными и радикальными, чем в предыдущие десятилетия, к ним относятся: кампусы колледжей, дома в форме полумесяца, круглые дома и, наконец, бетонный музей Гуггенхайма в форме спирали.
Несмотря на то, что его работа была подвергнута критике как непрактичная и дорогостоящая, ни одно из его сооружений не получило повреждений из-за неисправной техники.
Последние дни жизни и социально-экономическое наследие
Райт умер в Талиесин-Уэст 9 апреля 1959 года.
Его вдова, Ольга, руководит Сообществом Талиесин.
Проекты домов и зданий Фрэнка Ллойда Райта вдохновили поколения архитекторов, которые начали использовать термин «современная архитектура».
Его влияние является международным, так как многие другие страны считают, что дизайн Фрэнка Ллойда Райта оказал большое влияние на их современный стиль.
Более 30 штатов в Соединенных Штатах обладают структурами Фрэнка Ллойда Райта, и большинство архитектурных критиков согласны с тем, что в каждом штате страны есть здания, отражающие его стиль.
Несмотря на то, что некоторые его проекты изменены, общее представление горизонтального стиля архитектуры Райта создало четкую форму архитектурного содержания, которая внесла свою лепту в то, как жители США видят современную архитектуру.
Райт за свою почти 70-летнюю карьеру спроектировал радикально инновационные здания, а его работы создали образы для большей части современной архитектурной среды.