Джеймс Мэдисон – 4-й президент США.
Ранняя жизнь
Джеймс Мэдисон, старший из 12 детей Джеймса Мэдисона-старшего и Нелли Мэдисон, родился 16 марта 1751 года в доме своих бабушки и дедушки по материнской линии в Порт-Конвее, штат Вирджиния, и вырос на семейной плантации Монпелье в округе Ориндж.
Его членство в большой семье, происходившей от нескольких поколений плантаторов Вирджинии, дало Мэдисону сильное ощущение своего места в обществе Вирджинии.
Ежедневное присутствие рабства внушало ненависть к институту, в котором он, тем не менее, участвовал всю свою жизнь.
С 1769 по 1771 год Мэдисон посещал колледж Нью-Джерси (ныне Принстонский университет), где прогрессивная учебная программа поощряла дух свободы и свободного исследования во всех областях знаний.
После окончания колледжа Мэдисон пережил длительный период проблем со здоровьем и личного кризиса, вызванного неопределенностью в карьере.
Как и другие молодые люди его поколения, Мэдисон нашел свое дело и политическую карьеру в Американской революции.
В 1774 году он был избран в Комитет безопасности.
Два года спустя он работал в комитетах Вирджинской конвенции, которая разработала новую Конституцию и декларацию прав.
В Ассамблее Вирджинии с 1776 по 1777 год и в Совете губернатора с 1778 по 1779 год Мэдисон тесно сотрудничал с Томасом Джефферсоном над законопроектом о свободе вероисповедания, и он был глубоко вовлечен во все вопросы войны и правительства, пока Джефферсон был губернатором.
Их дружба продлилась до самой смерти Джефферсона.
Националист
Опыт Мэдисона в Континентальном конгрессе и Ассамблее Вирджинии сделал его сторонником сильного национального правительства.
Будучи делегатом на съезде в Аннаполисе в 1786 году, Мэдисон знал, что укрепление Конгресса путем предоставления ему полномочий по регулированию внутренней и внешней торговли не решит национальных и государственных проблем фракционности и опасности, которую правление большинства представляет для прав меньшинств.
В длинном эссе, написанном в 1786 году, «О древних и современных конфедерациях», Мэдисон описал решения проблем.
Решение состояло в создании правительства, которое действовало бы как «бескорыстный судья» для контроля «споров между различными интересами в государстве», но которое «само по себе было бы достаточно сдержано от преследования интересов, неблагоприятных для интересов всего общества».
Мэдисон опасался, что окончательный вариант Конституции, одобренный в сентябре 1787 года, позволил штатам сохранить слишком много власти за счет равного представительства в Сенате и отсутствия национального вето на законодательство штата, но в «Федералисте» (1788) и на ратификационной конвенции в Вирджинии он энергично поддержал новое федеральное правительство как лучшее средство защиты национального союза и свободы.
Республиканская партия
Антифедералист из Вирджинии Патрик Генри заблокировал выборы Мэдисона в Сенат США, но он не смог остановить избрание Мэдисона в Палату представителей в 1789 году.
Когда Мэдисон стал лидером оппозиции Палаты представителей против финансовой программы Александра Гамильтона в 1790 году, федералисты, включая Гамильтона, осудили Мэдисона как предателя.
Мэдисон, однако, считал, что Гамильтон предал принципы Конституции.
Союз Гамильтона между федеральным правительством и спекулянтами не соответствовал концепции Мэдисона о федеральном правительстве, который гарантировал бы свободу и равенство для всех граждан.
В начале 1790-х годов Мэдисон при содействии секретаря Палаты представителей Джона Бекли был гораздо более активен в организации Республиканской партии, чем Томас Джефферсон, особенно после отставки Джефферсона в 1793 году.
Несмотря на его усилия в Конгрессе и в прессе, федералисты одерживали одну победу за другой.
Последним ударом стала ратификация договора в 1795 году, который Мэдисон рассматривал как очевидное доказательство того, что федералисты были «британской партией».
Мэдисон утверждал, что штаты должны вмешаться в свою власть, чтобы защитить гражданские свободы от посягательств федерального правительства.
Госсекретарь
Возможность Мэдисона восстановить республиканские принципы в федеральном правительстве появилась, когда Томас Джефферсон выиграл президентство в 1800 году и выбрал Мэдисона своим государственным секретарем.
Из-за их давней дружбы и общих убеждений внешняя политика в администрации Джефферсона была в значительной степени партнерством между Джефферсоном и Мэдисоном.
Основная роль Мэдисона в покупке Луизианы в 1803 году, возможно, заключалась в выполнении инструкций Джефферсона, но его интерес к доступу к реке Миссисипи и американскому заселению западных земель датировался его первым сроком в Конгрессе в 1780 году, когда он отстаивал американские претензии на судоходство по Миссисипи и территории в долине реки Миссисипи.
Мэдисон разделял приверженность Джефферсона территориальной экспансии как ключу к тому, чтобы Штаты оставались мирной республикой независимых фермеров, владеющих собственностью.
Будучи госсекретарем, он настойчиво добивался расширения путем попыток приобрести Флориду у Испании, в конце концов аннексировав Западную Флориду во время своего президентства.
Мэдисон сыграл важную роль в установлении и обеспечении соблюдения эмбарго.
Президент
Когда Мэдисон вступил в должность президента в марте 1809 года, он столкнулся с перспективой войны, которая поставит под угрозу собственность и свободу американского народа за счет введения высоких налогов, постоянной армии и расширения исполнительной власти.
Однако решимость Мэдисона сохранить свои республиканские идеалы и спасти страну от войны с Англией и Францией вынудила его сделать ставку на рискованную политику.
Неспособность быстро захватить Канаду и принудить Великобританию к мирным переговорам превратила войну 1812 года в затяжную борьбу, наполненную военными катастрофами и политической оппозицией со стороны федералистов.
Преследование войны также пострадало от посредственности, некомпетентности и политического соперничества в кабинете Мэдисона; военной и финансовой слабости из-за ужаса Республиканской партии перед постоянными армиями, налогами и Национальным банком; и собственного нежелания Мэдисона нанести ущерб доктрине разделения властей Конституции путем консолидации власти в исполнительной власти.
По иронии судьбы, победа Эндрю Джексона в Новом Орлеане и подписание Гентского договора стерли многие ужасы войны и восстановили имидж президента Мэдисона.
В 1817 году Мэдисон покинул свой пост, которому приписывают защиту республиканства и национальной чести.
Последние годы
Выйдя на пенсию, Мэдисон внимательно следил за политическими и социальными вопросами.
Он помог Томасу Джефферсону в создании Университета Вирджинии, и после смерти Джефферсона в 1826 году Мэдисон сменил его на посту ректора университета.
В 1816 году он помог основать Американское колонизационное общество для переселения освобожденных рабов в Африку.
Конституционный конвент Вирджинии 1829 года одобрил демократическое предложение Мэдисона распространить право голоса на всех глав семей, которые платили налоги.
Во время кризиса аннулирования в Южной Каролине в 1828-1833 годах Мэдисон отказал штатам в праве аннулировать федеральные законы о тарифах, которые они считали неконституционными.
Мэдисон сожалел о неястности в своих резолюциях в Вирджинии в 1798 году, в которых предполагалось, что право штата вмешиваться в свои полномочия включает аннулирование федеральных законов.
Он объяснил, что государства должны сотрудничать в деле отмены несправедливых законов. Ужасной альтернативой было аннулирование, отделение и распад Союза, над созданием которого он так усердно трудился.
Джеймс Мэдисон умер в Монпелье 28 июня 1836 года.