Jonathan Edwards

Американский миссионер и проповедник.

 

Ранние годы

 

Джонатан Эдвардс родился 5 октября 1703 года в Восточном Виндзоре, штат Коннектикут.

Дед Джонатана был пастором церкви в Нортгемптоне, штат Массачусетс. Джонатан был единственным мальчиком в семье; у него было 10 сестер.

Он окончил Йельский колледж в 1720 году, оставаясь там в качестве студента-теолога до 1722 года, когда его призвали в качестве служителя церкви в Нью-Йорке.

Эдвардс прослужил там 8 месяцев.

В 1723 году он решил попробовать преподавать.

Он преподавал в Йеле с 1724 по 1726 год.

 

Ранние труды

 

В раннем возрасте Эдвардс проявил талант к науке.

В Йеле он изучал новую науку Ньютона и читал Локка с большим интересом.

В эти годы он также начал записывать свои размышления о Библии и свои наблюдения за миром природы.

Главной целью Эдварда было не стать ученым, а вести жизнь полной святости.

«Личное повествование» Эдвардса (написано около 1740 года), а также его письма и дневники показывают молодого человека, чей религиозный опыт обладал огромной силой и красотой.

Как рассказывает Эдвардс, после нескольких «пробуждений» в возрасте 17 лет у него был глубокий религиозный опыт, в ходе которого возникло чувство величия и благодати Божьей.

Адаптируя философию Локка к своим собственным целям, Эдвардс интерпретировал это чувство Божьего величия и благодати как шестое и новое чувство, созданное Святым Духом.

В 1726 году Эдвардс был призван из Йеля в церковь Нортгемптона, чтобы помочь своему деду; когда его дед умер в 1729 году, Эдвардс стал пастором церкви.

В 1727 году он женился на прекрасной и замечательной Саре Пирс из Нью-Хейвена.

 

Ранние пробуждения

 

Религиозные пробуждения распространялись по Новой Англии в течение ста лет.

В юности Эдвардс наблюдал «пробуждения» прихожан своего отца, а пробуждения его деда сделали Нортгемптонскую церковь второй после бостонской.

В начале конгрегационализма в Новой Англии членство в церкви было открыто только для тех, кто мог публично исповедовать свой опыт благодати.

Первое пробуждение произошло в 1734-1735 годах.

Начавшись с молитвенных собраний среди молодежи в Нортгемптоне, пробуждения вскоре распространились на другие города, и репутация Эдвардса как проповедника необычайной силы выросла.

Современники писали, что Эдвардс обладал способностью излагать важную истину перед аудиторией с подавляющим весом аргументов и с такой интенсивностью чувств, что вся душа оратора вкладывалась в каждую часть изложения.

Эдвардс был самым красноречивым человеком, которого они когда-либо слышали.

Эдвардс старался как можно более прямо передать смысл Распятия и Воскрешения Христа.

Он надеялся, что его слова приведут слушателей к убеждению в их греховном состоянии, а затем, благодаря вливанию божественной благодати, к глубокому переживанию радости, свободы и красоты.

Проповеди и труды Эдвардса о природе и процессе религиозного опыта нажили ему врагов.

В западном Массачусетсе оппозицию Эдвардсу возглавлял Соломон Уильямс, который утверждал, что уверенность человека в спасении не заключается в прямом и всепоглощающем переживании вливания благодати и что он может считать себя спасенным, когда он подчиняется библейским предписаниям вести добродетельную жизнь.

В 1739 году Эдвардс произнес проповеди об истории искупления.

Он явно думал, что библейские обетования о Царстве Христа на земле скоро исполнятся.

Его интерес к истории искупления еще больше проявляется в многочисленных заметках, которые он сделал о пророчествах, найденных им в Библии, и о природных событиях.

 

Великое пробуждение

 

В 1740 году прибытие в Америку Джорджа Уайтфилда, знаменитого английского просветителя, положило начало Великому Пробуждению.

Пробуждения теперь прокатились по колониям, и тысячи людей испытали вливание благодати.

Эмоциональная интенсивность пробуждений вскоре вызвала нападки со стороны служителей, которые считали, что Уайтфилд, Эдвардс и другие евангельские проповедники разжигают религиозный фанатизм.

Наиболее известная атака была предпринята Чарльзом Чонси в книге «Размышления о состоянии религии в Новой Англии» (1743).

Эдвардс защищал Великое пробуждение в нескольких книгах.

Его работы по защите включают: «Отличительные знаки работы Духа Божьего» (1741), «Мысли, касающиеся нынешнего возрождения религии в Новой Англии» (1742), и «Трактат о религиозных привязанностях» (1746), последний является классическим в религиозной психологии.

Великое пробуждение усилило надежды Эдварда на Царство Христово.

Вместе с английскими и шотландскими министрами он начал концерт совместных молитв о пришествии Царства Христова.

Чтобы привлечь людей к концерту, он написал «Кроткую попытку содействовать видимому единению народа Божьего в необыкновенной молитве о возрождении религии» (1747).

 

Увольнение

 

Проблемы, которые привели к увольнению Эдвардса из Нортгемптона, начались в 1740-х годах.

Значительная оппозиция Эдвардсу осталась после его пробуждения.

Вражда между ним и членами его общины усилилась из-за неловкого спора о зарплате.

Самым важным фактором в увольнении Эдвардса было его решение, объявленное в 1748 году, о том, что отныне только те, кто публично признался в своем опыте обращения, будут допущены на Вечерю Господню.

Его решение изменило политику его деда, которой сам Эдвардс следовал в течение 20 лет.

После ожесточенной борьбы церковь проголосовала 200 голосами против Эдвардса, и 1 июля 1750 года он произнес свою прощальную проповедь.

 

Поздние работы и последние годы жизни

 

В августе 1751 года Эдвардс и его большая семья отправились в Стокбридж, штат Массачусетс, где он был призван в качестве пастора церкви и миссионера для коренных американцев.

Это отнимало у него много времени, но он все равно умудрялся много писать.

Среди наиболее важных работ: «Тщательное и строгое исследование современных преобладающих представлений о свободе воли» (1754) и «Великая христианская доктрина защиты первородного греха» (1758).

В первой работе он утверждал, что у человека есть свобода выбора, но свобода выбора – это не то же самое, что свобода воли.

Сила, которая решает, что выберет человек находится в руках Бога и вне его личного контроля.

В книге «Первородный грех» Эдвардс утверждал, что все люди живут в том же нерожденном состоянии, что и Адам после совершенного греха.

Две другие работы показывают, что Эдвардс не озлобился из-за своего увольнения.

В «Природе истинной добродетели» (1756) он определяет добродетель как благожелательность к бытию в целом.

В январе 1758 года Эдвардс стал президентом колледжа Нью-Джерси (ныне Принстон).

Два месяца спустя он умер от лихорадки, вызванной прививкой от оспы.

Он был похоронен в Принстоне.

Гений Джонатана Эдвардса заключался в том, что он смог в полной мере использовать философию Локка и открытия Ньютона, чтобы переосмыслить отношения человека к Богу таким образом, чтобы опыт сверхъестественной благодати стал доступен людям, живущим в интеллектуальном и культурном климате, сильно отличающемся от английского 17-го века.

Поступая таким образом, Эдвардс помог передать последующим поколениям богатейший аспект американского пуританства: индивидуальный сердечный опыт духовного и эмоционального возрождения.

Кроме того, своим лидерством в религиозных возрождениях начала 18-го века Эдвардс помог сделать этот опыт неотъемлемой частью американской жизни в свое время и в следующем столетии.

Leave a Comment