Малкольм Икс был министром, оратором и американским темнокожим мусульманином.
Ранние годы
Малкольм Икс родился Малькольмом Литтлом в Омахе, штат Небраска, 19 мая 1925 года, и позже он также был известен под своим исламским именем Эль-Хадж Малик Эль-Шабазз.
Вместе с другими афроамериканцами в Омахе он и его семья жили в Северной Омахе.
Ранняя жизнь Малкольма была полна потрясений.
Прежде чем Малькольму исполнилось четыре года, его семья переехала сначала в Милуоки, штат Висконсин, а затем в Лансинг, штат Мичиган.
Однако в 1929 году дом семьи был сожжен.
Сообщество темнокожих считало, что пожар был делом рук белой группы под названием «Черный легион».
В 1931 году отец Малкольма был сбит трамваем, и после того, как его изуродованное тело было найдено, семья была убеждена, что он погиб от рук «Черного легиона», но полиция признала смерть самоубийством.
Позже, в 1938 году, не в силах справиться со своим горем по поводу смерти мужа, мать Малкольма перенесла нервный срыв и была помещена в больницу на 26 лет.
Восемь детей были разделены и помещены в различные детские дома и приемные семьи.
Малкольм был способным учеником, но в 8 классе один из его любимых учителей сказал ему, что его мечта стать адвокатом не будет реализована из-за того, что он темнокожий.
В этот момент Малкольм потерял интерес к формальному образованию и бросил школу.
Он переехал в Бостон и работал там на разных работах.
Его «уличное» образование началось в начале 1940-х годов, когда он переехал в Гарлем, штат Нью-Йорк, и начал жизнь мелкого преступника.
Используя прозвище «Детройт Ред», он занимался торговлей наркотиками, азартными играми, рэкетом и кражами со взломом.
Он также пристрастился к кокаину.
В 1946 году Малкольм был арестован и осужден за кражу со взломом.
Его приговорили к 10-12 годам тюремного заключения.
В тюрьме Малькольм получил прозвище «Сатана» из-за закоренелой ненависти, которую он выражал к Богу, религии и Библии.
Однако он использовал эти годы, чтобы продолжить свое образование, много читая из тюремной библиотеки и проводя курс самопросветления.
Нация ислама
Находясь в тюрьме, Малькольм Икс получал письма и визиты от своего брата, который недавно принял ислам и был членом «Нации ислама», организации, которая пропагандировала учение своего основателя Илии Мухаммеда.
Самым противоречивым убеждением организации было то, что темнокожие должны создать свое собственное отдельное государство, свободное от белого и белых религиозных, экономических, политических и культурных институтов.
Находясь в тюрьме, Малкольм подробно изучал учение Илии Мухаммеда и поддерживал с ним контакт.
Наконец, отсидев почти 7 лет, он был условно-досрочно освобожден в 1952 году.
В то время он взял имя Малькольм Икс.
После встречи с Элайджей Мухаммедом он получил назначение на должность министра и в 1954 году Элайджа Мухаммед поручил ему создать мечети в Гарлеме, Филадельфии, Детройте и других городах.
Он также служил национальным представителем «Нации ислама».
На протяжении 1950-х и начала 1960-х годов он использовал радио, газетные колонки и телевидение для распространения послания ислама.
К началу 1960-х годов Малкольм Икс затмил Элайджу Мухаммеда как самого выдающегося представителя организации.
Его растущая известность привлекла внимание ФБР, которое назвало его коммунистом и внедрилось в организацию.
Тем временем в 1958 году он женился на Бетти Икс, урожденной Бетти Сандерс, и у них родилось шесть дочерей, все с фамилией Шабазз.
Сам Малкольм позже принял Шабазз как часть своего исламского имени, и это стало популярной фамилией среди американских темнокожих мусульман.
По словам Малкольма Икс, это было название темнокожего африканского племени, от которого произошли афроамериканцы.
Малкольм покидает организацию
Малкольм Икс, несмотря на то, что был самой яркой восходящей звездой ислама, порвал с организацией в начале 1960-х годов.
Малькольм осознал, что Нация ислама была мошеннической, поскольку ее главный пророк предал учение ислама.
8 марта 1964 года он публично объявил о своем уходе из Нации ислама, и всего через несколько дней он основал свою собственную организацию «Мусульманская мечеть, Инк.».
Позже в том же году он основал Организацию афроамериканского единства, которая была построена вокруг четырех основных целей: восстановление связей с Африкой; переориентация или изучение Африки через чтение и образование; образование для детей; и экономическая безопасность.
Поездка Малкольма Икс в Саудовскую Аравию оказала на него преображающее воздействие.
В течение двух десятилетий или более он был зол и ожесточен, наполнен ненавистью, направленной на белых за столетия несправедливости и эксплуатации темнокожих.
Он называл себя «самым злым черным человеком в Америке».
Когда он вернулся в Соединенные Штаты, Малкольм Икс снова стал магнитом для СМИ.
Репортеры и общественность интересовались, изменила ли его поездка в Саудовскую Аравию каким-либо образом.
За год до своей смерти Малкольм Икс стал международным послом.
Главным из его мероприятий была поездка в Африку, в ходе которой он выступил перед главами африканских государств на первом заседании Организации африканского единства.
Он также выступал в Париже и в Бирмингеме, Англия, по вопросам, связанным с расовыми отношениями.
Убийство
Разрыв Малькольма Икс с исламской нацией был отмечен враждебностью.
Один из членов группы признался Малькольму, что лидеры «Нации ислама» приказали ему убить его.
«Нация ислама» использовала суды, чтобы вернуть его дом в Гарлеме, который, как утверждала группа, был ее собственностью.
Он получил приказ о выселении, но в ночь перед судебным заседанием, чтобы отложить выселение, дом был сожжен дотла.
Никто никогда не был обвинен в этом преступлении.
21 февраля 1965 года Малкольм Икс был убит.
Он только начал произносить речь в бальном зале «Одюбон» в Нью-Йорке, когда вспыхнули беспорядки и какой-то мужчина бросился вперед и выстрелил ему в грудь из дробовика.
Двое других мужчин, вооруженных пистолетами, всадили в него пули; всего в него выстрелили 16 раз.
Наследие
Для многих американцев, особенно белых американцев, Малкольм Икс был и остается пугающей фигурой.
Он использовал язык религии, чтобы объявить американцам, что приближается судный день за три столетия эксплуатации.
Его слова часто казались пророческими во время турбулентности и расовых волнений 1960-х годов.
Время, однако, смягчило образ Малкольма Икс, по крайней мере до некоторой степени.
Его автобиография Малкольма Икс 1965 года была написана с помощью Алекса Хейли, которая вошла в американские дома в качестве телевизионного мини-сериала об истории рабства.
Главное наследие Малкольма Икс заключается в том, что он обострил и прояснил расовые дебаты в Америке в 1950-х и 1960-х годах.
Таким образом, он был язвительным критиком эксплуатации, нищеты, расизма, угнетения и насилия в отношении темнокожих.
Его воинственность, которой в то время боялись, вызывает восхищение у многих в начале 21-го века.