Thomas Eakins

Американский художник-портретист.

 

Ранние годы

 

Томас Икинс родился 25 июля 1844 года в Филадельфии.

Он родился в семье из пяти детей.

Бенджамин и Кэролайн Икинсы были его родителями.

Его отец был мастером письма и учителем.

Томас Икинс спустя годы посвятил ремеслу своего отца портрет под названием «Мастер письма».

Типичная для многих работ Икинса, портрет изображает умелого человека, глубоко погруженного в свою работу.

В этой работе важна кропотливая детализация рук мастера письма.

Критики считают, что такое внимание к деталям призвано показать характер изображаемого человека, в данном случае отражая заботу о мастерстве, которую Икинс наблюдал у своего отца.

В возрасте 13 лет Томас поступил в среднюю школу Филадельфии, которая была основана как первая государственная средняя школа Пенсильвании и обеспечивала продвинутую учебную программу с акцентом на науку.

Сочетая свои научные знания с увлечением искусством, Икинс поступил в Пенсильванскую академию изобразительных искусств, старейшую художественную академию Америки, после окончания средней школы.

Он учился там с 1862 по 1866 год, в момент Гражданской войны.

В академии Икинс оттачивал свои навыки рисования.

Увлекаясь анатомией, особенно строением костей и мышц, Икинс посещал курсы в медицинском колледже Джефферсона в Филадельфии.

Его опыт работы в медицинском колледже включал вскрытие человеческих тел людей, которые пожертвовали свои тела науке.

В возрасте 21 года Томас отправился в Париж, чтобы обучиться на художника и скульптора.

Он был принят в знаменитую школу изобразительных искусств, ведущую художественную академию того времени.

Наставником Икинса был Жан-Леон Жером, молодой учитель, который поощрял Томаса изучать скульптуру и портретную живопись.

Готовясь к портретной живописи, Икинс изучал анатомию в классе и присутствовал на вскрытиях.

Изучение и наблюдение подготовили Томаса к тому, чтобы запечатлеть в живописи мускулатуру, строение и другие мелкие детали человеческого тела.

Следуя традиции французских художников-портретистов, Икинс отправился в Испанию.

Несколько крупных испанских художников были известны своей способностью передавать реалистичные детали человеческого тела в своих портретных картинах.

Этот стиль подходил Икинсу, который подчеркивал использование науки и интеллекта в своей живописи.

В возрасте 25 лет Томас провел больше полугода в Испании.

Он писал редко, проводя большую часть времени за тщательным изучением работ таких мастеров испанской живописи, как Диего Веласкес и Франсиско Гойя.

 

Художник из Филадельфии

 

Томас вернулся домой в Филадельфию 4 июля 1870 года.

Его отец создал студию на 4 этаже их дома.

Икинс рисовал сцены и образы, которые он испытывал в повседневной жизни в Филадельфии.

Он также преподавал живопись.

Томас стал известен в Филадельфии эксцентричным поведением: живя в вежливой социальной среде, он одевался очень небрежно и высказывал свое мнение, часто оскорбляя респектабельное общество.

Многие из его ранних картин были сценами из жизни на открытом воздухе в городе и вокруг него, включая людей, рыбачащих на реке Делавэр или охотящихся в болотах в соседнем Нью-Джерси.

На одной из его самых известных картин, «Макс Шмитт в лодке-одиночке» (1871), изображен человек, гребущий по реке Скулкилл.

Икинс также рисовал картины с изображением своей семьи и друзей в их домах.

В 1876 году Филадельфия праздновала столетнюю годовщину подписания Декларации о независимости в городе.

Среди запланированных торжеств была выставка картин, и художникам было предложено представить свои работы на всеобщее обозрение.

Томас представил несколько картин, в том числе ту, которая в конечном итоге стала признана его шедевром.

Икинс начал планировать портрет Сэмюэля Гросса, который был известен как выдающийся хирург Америки.

Гросс работал в Филадельфии, и Икинс присутствовал на некоторых хирургических демонстрациях в живую, которые Гросс проводил, читая лекции студентам.

На картине «Клиника Гросса» (1875) изображен пациент с хлороформом (это вещество использовалось для того, чтобы вызвать бессознательное состояние) на столе, за которым сидят четыре ассистента, в то время как человек в центре, доктор Гросс, выступает перед аудиторией студентов-медиков.

В руке врач держит скальпель и разговаривает с собранием.

Доктор доминирует на картине и наводит на мысль о характере интеллекта и мастерства.

Картина была помещена в часть выставки, посвященной медицинским наукам.

Икинс не смог продать картину сразу; в конце концов она была продана за 200 долларов и выставлялась в Чикаго, штат Иллинойс, Сент-Луисе, штат Миссури, и Буффало, штат Нью-Йорк.

Сейчас его самая известная работа «Клиника Гросса» висит в медицинской клинике Джефферсона в Филадельфии.

 

Интерес к фотографии

 

В 1876 году Томас начал преподавать в Пенсильванской академии изобразительных искусств.

Он стал главой академии в 1879 году.

Там он познакомился со Сьюзан Макдауэлл, студенткой художественного факультета.

Они поженились в 1884 году.

Супруги жили в скромном доме с художественной студией в комнате на 3 этаже.

Икинс установил в столовой доску, чтобы в любое время он смог набросать свои идеи.

У него была еще одна студия на верхнем этаже офисного здания.

Икинс начал использовать фотографии в качестве вспомогательного средства для рисования.

В 1884 году он сотрудничал с фотографом Эдвардом Муйбриджем, чтобы запечатлеть движение людей и животных.

По фотографиям он мог воссоздать человеческие черты с еще более точными деталями, и он также использовал их на своих занятиях.

В этот период Томас также продолжал интересоваться скульптурой.

Он создал несколько полномасштабных анатомических слепков, а также модели человеческих форм, которые он мог воссоздать в своих картинах.

Критики в целом сходятся во мнении, что Икинс мог бы стать столь же известным скульптором, но он сделал свой акцент на живописи.

В 1886 году Икинс ушел из Пенсильванской академии искусств.

 

Последние годы

 

Икинс создал несколько своих самых запоминающихся картин.

Он написал портрет Уолта Уитмена, знаменитого американского поэта.

Другие известные картины этого периода включают «Клинику Агню» (1889), которая напоминает «Клинику Гросса».

В обоих случаях знаменитый врач читает лекцию аудитории во время операции.

Более поздняя картина нарисована без художественных украшений.

«Мисс Амелия Ван Бурен» (1891), еще одна крупная работа, изображает сидящую зрелую женщину, задумчиво смотрящую в сторону.

Как и во всех работах Томаса, характер изображаемого человека раскрывается как в ее руках и позе, так и в выражении лица.

Эти картины помогли Икинсу вызвать его первый значительный общественный интерес.

В 1896 году он провел выставку в Филадельфии, а в 1902 году, проработав более 35 лет, Икинс был приглашен в Национальную академию дизайна.

Чтобы отметить это событие, он написал автопортрет, который назвал его своим «дипломом».

На картине Томас изображен усталым, но решительным пожилым человеком.

Когда Национальная академия дизайна наградила его медалью, он переплавил ее, чтобы извлечь золото, которое продал за хорошие деньги.

В последние годы жизни Томас стал обессиленным, тогда как в молодости он был достаточно вынослив.

В 1910 году у него начались проблемы с почками, и он больше не мог уделять свое внимание живописи.

Последние 6 лет он мало работал и умер в 1916 году.

Leave a Comment