Ученый, педагог, философ и общественный деятель Уильям Эдвард Бургардт Дюбуа – один из самых влиятельных общественных интеллектуалов 20-го века.
Пионер движения за гражданские права, Дюбуа посвятил свою жизнь борьбе с колониализмом, эксплуатацией и расизмом во всем мире.
Пережив множество изменений в политической истории страны, он служил голосом для поколений афроамериканцев, стремящихся к социальной справедливости.
Ранние годы
Дюбуа родился единственным ребенком Альфреда и Мэри Бургхардт Дюбуа в Грейт-Баррингтоне, штат Массачусетс.
В период после Гражданской войны Грейт-Баррингтон был небольшим городком, в котором среди 5000 жителей проживало менее 50 афроамериканцев.
Отец Дюбуа, француз и африканец по происхождению, покинул дом вскоре после рождения Уильяма.
Его мать, голландка и африканка по происхождению, поощряла Дюбуа в его учебе.
Тетушки, дяди и близкие друзья давали бедным Дюбуа одежду, еду и средства для обучения в школе.
Посещая интегрированную среднюю школу, Дюбуа имел мало непосредственного опыта в области дискриминации по цвету кожи; многое из того, что он узнал, было связано с видимыми социальными разделениями в его сообществе, когда он обнаружил препятствия, с которыми сталкиваются афроамериканцы.
Дюбуа, однако, прекрасно осознавал его интеллектуальную остроту.
Он преуспел и превзошел своих белых сверстников, получив ряд повышений по службе на протяжении всей своей учебы.
К 17-ти годам Дюбуа уже работал корреспондентом газет в Грейт-Баррингтоне и Нью-Йорке.
Он был первым афроамериканцем, окончившим среднюю школу Грейт-Баррингтон.
Влиятельные члены общины устроили Дюбуа в университет Фиска в Нэшвилле, штат Теннесси, где он начал учиться в 1885 году.
Находясь на частичной стипендии, Дюбуа имел гораздо большее отношение к афроамериканской культуре.
На юге он столкнулся с притеснениями, с которыми сталкивались сыновья и дочери бывших рабов.
Когда Уильям стал свидетелем того, как политики и бизнесмены разрушают достижения Реконструкции, а афроамериканцы борются с социальной, политической и экономической несправедливостью, он сформировал свою позицию по расовым отношениям в Америке.
Он начал выступать против расизма в качестве писателя и главного редактора «Фиск Геральд» до 1888 года.
Получив свою первую степень бакалавра, Уильям поступил в Гарвардский университет.
Два года спустя он получил вторую степень бакалавра.
Осенью 1890 года Дюбуа начал аспирантуру в Гарварде.
Его исследования были сосредоточены в основном на предметах философии и истории, а затем постепенно переместились в области экономики и социологии.
Он получил степень магистра и решил продолжить свое обучение в Берлинском университете, наблюдая и сравнивая расовые проблемы в Африке, Азии и Америке.
После двух лет в Берлине Дюбуа стал первым афроамериканцем, получившим степень доктора философии в Гарварде.
Его докторская диссертация, одобренная в 1895 году, была опубликована в первом томе серии гарвардских исторических исследований под названием «Подавление африканской работорговли в США с 1638 по 1870 год».
Личная жизнь и труды Дюбуа
В 1896 году Дюбуа женился на Нине Гомер; у них было двое детей, Иоланда и Бургардт (который умер в возрасте трех лет).
После преподавания греческого и латыни в университете Уилберфорса, он принял должность ассистента профессора в Пенсильванском университете для проведения исследовательского проекта в Филадельфии.
В течение двух лет Уильям и его жена жили в самом сердце 7-го округа Филадельфии, где сформировалась работа «Филадельфийский негр, социальное исследование».
В этой работе Дюбуа утверждал, что преступность и нищета являются проявлениями институционального и структурного расизма.
В 1897 году семья переехала в Атланту, где Уильям преподавал экономику и историю в университете Атланты.
Здесь Дюбуа стал свидетелем расизма, линчевания, поджогов крестов Ку-Клукс-Клана, расовых беспорядков и лишения избирательных прав.
Чтобы оспорить эти акты, он опубликовал статьи в Atlantic Monthly и других журналах, которые исследовали и противостояли дискриминационному южному обществу.
Сборник неопубликованных работ привел к тому, что многие считают величайшей работой Уильяма «Души темнокожих». «Души темнокожих» обеспечили философскую основу, с помощью которой Дюбуа обратился к проблеме расы и печальным реалиям афроамериканской жизни в Америке.
Продвижение в карьере
Оставив свою профессорскую должность в университете Атланты, Уильям присоединился к центральному штабу NAACP в ноябре 1910 года.
Сыграв важную роль в формировании этой группы, он стал единственным афроамериканцем в ее исполнительном совете и, что более важно, директором по публикациям и исследованиям.
Журнал «Кризис» расширил влияние и аудиторию Уильяма за пределы академических кругов до широкой публики.
К 1913 году его регулярный тираж достиг 30 000 экземпляров.
Журнал информировал людей о важных событиях и предлагал анализ происходящего.
В 1934 году под сильным давлением Уильям вышел из состава исполнительного совета.
Не имея ни ресурсов, ни базы для работы, в 1934 году он принял приглашение вернуться в университет Атланты в качестве заведующего кафедрой социологии.
Также он был привлечен к крупным исследовательским проектам.
В этот период Уильям написал несколько работ: «Черная реконструкция в Америке», «Черный народ тогда и сейчас», «Сумерки рассвета» и «Цвет и демократия».
В 1940 году он основал «Филон», журнал социальных наук, издаваемый в университете Атланты.
Из-за новой школьной администрации, Дюбуа уволился с факультета университета Атланты в 1943 году.
Отклонив предложения в университетах Говарда и Фиска, он никогда больше не возвращался в академию.
Последние годы
Вновь не имея ни средств, ни организационной базы, Дюбуа продолжил свою критику американского капитализма и расового неравенства.
К 1950 году он был председателем Информационного центра мира, вызывая антагонизм федеральных властей.
В 1950 году он баллотировался в Сенат США в Нью-Йорке.
В начале 1951 года Министерство юстиции приказало Дюбуа и его Информационному центру по вопросам мира зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.
Отказавшись, он был обвинен и заключен в тюрьму, но вскоре оправдан.
Дюбуа продолжал выступать против холодной войны, капиталистической эксплуатации, колониализма и международного жестокого обращения с африканским народом.
Осужденный дома, Уильям считался борцом за права человека во всем мире.
Когда началось движение за гражданские права, он принял участие в Стокгольмской мирной конференции, где выступил с речью.
После посещения Чехословакии и Германии он провел несколько месяцев в СССР.
Во время этого визита он бесконечно обдумывал расширение советского взаимодействия с африканцами и расширение исследований на этом континенте.
Он считал, что афроамериканцы, учитывая их историю жестокого обращения, могли бы извлечь выгоду из такого типа социальной системы.
Вернувшись в Америку, Дюбуа выразил серьезный пессимизм по поводу того, что темнокожие американцы когда-либо смогут добиться экономической и политической справедливости при капитализме, и продолжал выступать за связь с Африкой.
В 1960 году у Дюбуа была одна давняя незаполненная цель – опубликовать свою «Африканскую энциклопедию», в которой будут рассмотрены все аспекты жизни темнокожих.
1 октября 1961 года Дюбуа вступил в Коммунистическую партию США, но через пару дней он переехал в Гану.
Работая над своей энциклопедией до самого конца, Уильям умер за день до знаменитого «Марша на Вашингтон».