Художник, режиссер и писатель Энди Уорхол был одним из героев контркультурного общества в конце 1960-х и 1970-х годах.
Его влияние простиралось далеко за пределы музеев и художественных галерей.
Работы Уорхола использовали образы американской популярной культуры в целях высокого искусства, создавая портреты, прославляющие поверхностное, а иногда и жестокое общество.
Он был одержим личной славой и богатством и был неотъемлемой частью нью-йоркской сцены знаменитостей в течение почти трех десятилетий.
На момент своей смерти в 1987 году Энди Уорхол был мультимиллионером, который использовал методы массового производства для создания огромного объема произведений искусства и фотографии.
Люди, не интересовавшиеся искусством, мгновенно узнавали его, и практически никто в американском художественном сообществе не был равнодушен к его творчеству.
Репортер лондонской «Таймс» отметил: «Если судить о художнике по его влиянию на массовое сознание, то Уорхол был Микеланджело своего времени».
Ранние годы
Подробности личной истории Уорхола несколько окутаны тайной и мифами.
Большинство его биографов сходятся во мнении, что он родился 6 августа 1928 года несмотря на то, что некоторые источники говорят о 1927, 1930 или 1931 годах.
Сам Уорхол однажды сказал, что он никогда не рассказывает о своем прошлом, и каждый раз при любых обстоятельствах, когда его спрашивали о прошлом, он всегда придумывал разные данные.
Его отец прибыл в Соединенные Штаты из Чехословакии в 1912 году, а в 1921 году он уехал за матерью Уорхола, Джулией Уорхол.
Ондрей Вархола (отец) сначала занимался строительными работами, а потом начал работать шахтером.
Энди Уорхол был ребенком, страдавшим от нервного расстройства, характеризующегося отсутствием координации и неконтролируемыми движениями рук, ног и лицевых мышц.
Его физическая слабость и чрезвычайно бледный цвет лица делали его мишенью для оскорблений и жестоких насмешек со стороны сверстников.
Когда ему было 14 лет, его отец умер.
Несмотря на финансовые трудности, которые это вызвало, Уорхол смог найти деньги на обучение в Технологическом институте Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллона), где он специализировался на изобразительном дизайне.
Еще будучи студентом, он оставил свой первый след в мире искусства, написав шокирующую картину, где парень ковыряется в носу.
Карьера
После окончания колледжа в 1949 году Уорхол переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру в коммерческом искусстве.
Он создавал рекламные стенды всего три месяца, когда решил взять несколько своих рисунков в журнал Glamour.
Впечатленный его работой, Glamour поручил ему сделать несколько рисунков обуви для статьи под названием «Успех – это работа в Нью-Йорке».
В титрах публикации журнал по ошибке опустил букву «а» из Уорхола, и таким образом Энди Уорхола стал Энди Уорхолом. К середине 1950-х Уорхол был одним из самых высокооплачиваемых коммерческих художников в Нью-Йорке и сотрудничал с такими клиентами, как Tiffany’s, I. Miller shoes, Vogue и Bonwit Teller.
К 1960 году Уорхол был финансово обеспечен и готов был отказаться от своей карьеры в коммерческом искусстве ради чего-то нового.
Поэтому он включился (и во многом помог создать) в движение поп-арта.
Поп-арт был бунтом против абстрактного экспрессионистского стиля, который использует смешанные образы, предназначенные для расширения воображения.
Поп-арт, с другой стороны, предлагает узнаваемые изображения гораздо менее серьезных предметов.
Уорхол рисовал персонажей комиксов, таких как Дик Трейси, Моряк Попай и Супермен.
Он также рисовал различные предметы повседневного обихода, в том числе бутылки из-под кока-колы, банки из-под супа и деньги.
Кроме того, он сделал памятные портреты актрисы Мэрилин Монро и певца Элвиса Пресли.
После открытия выставок в 1962 году в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, на которых были представлены его знаменитые «Банки супа», Уорхол стал доминирующим символом культуры поп-арта.
В начале 1960-х Уорхол открыл студию, известную как «Фабрика», где он и его помощники усовершенствовали методы шелкографии, которые позволили ему производить идентичные отпечатки в массовых количествах.
Он также создал множество экспериментальных фильмов на заводе.
Так называемые «подпольные» фильмы, такие как «Спи и ешь», были намеренно скучными и обычными, а иногда длились до 24 часов.
Например, в его фильме «Империя», вышедшем в 1965 году, нью-йоркский Эмпайр-стейт-билдинг рассматривался с одного и того же неподвижного угла камеры в течение восьми часов.
«Фабрика» вскоре стала центром поп-культуры, привлекая широкий круг людей как из мира искусства, так и из мира исполнительского искусства.
Уорхол использовал некоторых из этих людей в своих фильмах и любил называть их своими «суперзвездами».
Употребление наркотиков было обычным явлением среди тех, кто часто посещал «Фабрику», но сам Уорхол редко принимал в этом участие.
Проекты
Уорхол выпустил множество фильмов в конце 1960-х и 1970-х годах.
В 1968 году он затронул запретную тему гомосексуализма в своем фильме «Одинокие ковбои».
Он также снял два фильма, которые считаются ранними примерами современного порнографического кино, «Плоть» и «Мусор».
В 1974 году он вызвал некоторый коммерческий интерес своими фильмами «Франкенштейн» и «Дракула».
В общей сложности с 1963 по 1974 год он участвовал в более чем 60 кинопроектах.
Уорхол также был частью рок-музыкальной сцены благодаря своему участию в рок-группе, известной как «Velvet Underground», созданной Лу Ридом и Джоном Кейлом.
Он познакомил участников группы с моделью и актрисой Нико, и в итоге она спела на их дебютном альбоме.
Уорхол путешествовал по стране вместе с «Velvet Underground», а позже разработал и спродюсировал впечатляющее мультимедийное световое шоу под названием «The Exploding Plastic Inevitable» или «Взрывная пластиковая неизбежность», в котором участвовала группа.
К концу 1960-х годов Уорхол начал заниматься издательской деятельностью в качестве соучредителя журнала Interview.
В 1970-е годы журнал пользовался большим успехом. Однако к тому времени Уорхол передал бразды правления кому-то другому, желая перейти к следующему проекту.
Последние годы жизни
В 1968 году жизнь Уорхола почти подошла к насильственному концу, когда Валери Соланас, член его окружения, выстрелила ему в грудь и живот в упор.
Художник выжил, но только после того, как провел два месяца в больнице.
Соланас сдалась властям и была помещена в психиатрическую больницу.
Позже она была приговорена к трем годам тюремного заключения.
В 1970-х годах Уорхол продолжил свою живопись, сосредоточившись в основном на портретах известных людей и собственных друзей.
Тем временем он оставался в центре поп-культуры и художественного сообщества на протяжении всего последнего десятилетия своей жизни.
Однако, по иронии судьбы именно смерть принесла ему наибольшую славу.
Уорхол неожиданно скончался от сердечной недостаточности 22 февраля 1987 года после обычной операции на желчном пузыре.
Его похороны, состоявшиеся в Нью-Йорке, стали важным событием.
По словам корреспондента New Yorker, можно отметить, что среди более чем 2000 скорбящих было настолько много знаменитостей, что движение на 5-й Авеню было нарушено зрителями и фотографами, пытавшимися их увидеть.
Ни один другой художник 20-го века не смог бы привлечь такую толпу, и трудно представить себе другую публичную личность, которая могла бы это сделать.