Соединенные Штаты славятся по всему миру своими красивыми и модернизированными зданиями.
Большинство туристов едут туда чтобы пройтись сквозь высоких офисных зданий и окунуться в мир американской архитектуры, которая в каждом уголке Штатов имеет свой отпечаток истории.
История Ранней Архитектуры США
Собственно американская архитектура начинается в 17 веке с колонизации Североамериканского континента.
Поселенцы из различных европейских стран принесли с собой строительные технологии и преобладающие формы их соответствующих родных земель.
Впоследствии колониальная архитектура была адаптирована к рельефу и климату выбранного участка, наличию строительных материалов, нехватке квалифицированных строителей и ремесленников и общей бедности поселенцев.
Только в Новом Орлеане, куда французское правительство направило квалифицированных архитекторов и инженеров, было создано что-то, что приближалось к изысканности архитектуры во Франции.
Сравнительно короткое испанское господство во Флориде также привело к созданию весьма сложных сооружений, включая Форт Сент-Огастин (начало 1672 года).
Испанское влияние было более постоянным на американском юго-западе, где поселенцы широко заимствовали у коренных американцев методы строительства из самана.
Детали мексиканского барокко и церковные формы появились в новом и более простом обличье, как в Техасе, Нью-Мексико, Аризоне и Калифорнии.
Голландцы, поселившиеся в Нью-Амстердаме (ныне Нью-Йорк), по большей части были торговцами, и примеры их жилищной работы можно увидеть по всей долине реки Гудзон.
Британские поселения были двух основных типов: маленький городок на севере и большая плантация на юге.
В Новой Англии поселенцы возводили деревянные дома с многочисленными остроконечными крышами и выдающимися кирпичными дымовыми трубами в стиле поздней готики, такие как Дом пастора Кейпена в Топсфилде, штат Массачусетс (1683).
На юге кирпич быстро вытеснил дерево в качестве основного строительного материала, как, например, в церкви Святого Луки в Смитфилде, штат Вирджиния (1632).
Формальность и классицизм английской архитектуры XVIII века почти сразу же нашли свое отражение в колониях, как и в официальных зданиях Вильямсбурга, штат Вирджиния. или Пенсильванский Государственный дом в Филадельфии (начат в 1731 году).
В это время растущее процветание и расширяющаяся торговля принесли новый приток хорошо обученных ремесленников, и английские архитектурные книги становились все более доступными.
Многие протестантские церкви были адаптированы и упрощены из современных английских стилей, разработанных такими архитекторами, как Кристофер Рен и Джеймс Гиббс.
Среди американских примеров – Церковь Христа в Филадельфии (начата в 1727 году) и часовня Святого Павла в Нью-Йорке (1764-66).
Однако на западной границе, где поселенцы часто строили хижины из бревен, а позднее из дерна, сохранились пионерские строительные технологии.
Неоклассицизм
К концу колониального периода в Европе начали появляться архитектурные стили, основанные на более точном изучении древнеримских и греческих зданий.
Этот сдвиг во вкусах совпал с американской революцией, а неоклассический стиль стал тесно отождествляться с политическими ценностями молодой республики.
Более монументальная эстетика, получившая название федерального стиля, была характерна для работ Чарльза Булфинча в Бостоне и Сэмюэля Макинтайра в Салеме, которые были одними из растущего числа местных дизайнеров.
Президенты Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон серьезно задумывались об архитектуре и были глубоко вовлечены в планирование и строительство Вашингтона, округ Колумбия.
Оба государственных деятеля смотрели на классический мир как на лучший источник вдохновения.
Концепция Джефферсона о римских идеалах красоты и пропорций была изящно выражена в его проекте Капитолия штата Вирджиния в Ричмонде (1785-1889).
Архитектура, которая раньше была уделом джентльменов-любителей и мастеров-строителей, в первой половине XIX века стала все более профессиональной.
Эта область также значительно расширилась с приходом нескольких европейских архитекторов, в том числе англичанина Бенджамина Генри Латроба.
Значительное влияние продолжали оказывать и книги по архитектуре.
Более поздние образцы книг Ашера Бенджамина и Минарда Лафевера распространили вкус к классицизму за пределы крупных городов восточного побережья вглубь страны.
На юге в довоенный период строились большие особняки, часто с двухэтажными колоннадами, как, например, на плантации Данлитов в Натчезе, штат Миссури.
Как в портовых городах, так и в небольших городках наблюдался тонкий сдвиг во вкусах от более раннего Римского классицизма к греческим источникам.
Известные здания греческого возрождения того периода включают торговую биржу Уильяма Стрикленда в Филадельфии (1832-34) и здание казначейства Роберта Миллса в Вашингтоне, округ Колумбия (1836-42).
Другие Стили Возрождения
Одновременно с классицизмом стали конкурировать на национальном уровне и другие стили возрождения.
На юго-западе испанская традиция, иногда видоизмененная восточными влияниями (как в Калифорнии), оставалась доминирующей вплоть до мексиканской войны.
Английский готический стиль возрождения стал все более популярным после 1835 года, особенно для домов и церквей.
Известные примеры включают Линдхерст А. Дж.Дэвиса в Тарритауне, штат Нью-Йорк (начало 1838) и Собор Святого Патрика Джеймса Ренвика в Нью-Йорке (1853-88).
Широко распространенные книги А. Дж. Даунинг на живописном коттеджном стиле и ландшафтном озеленении еще больше продвинул эту тенденцию.
Другие стили Возрождения, в то же время популярные, включали итальянскую виллу и Ломбардский Романский стиль.
Труды Джона Раскина начали оказывать влияние на американских архитекторов примерно во время Гражданской войны, и последовала недолгая мода на викторианские готические здания, такие как Пенсильванская Академия изящных искусств Фрэнка Фернесса в Филадельфии (1872-76).
Тенденция к исторической эклектике усилилась в последующие десятилетия после Гражданской войны.
Новые богатые покровители заказывали здания в стилях, характеризующихся необузданной показухой, как, например, проекты Ричарда Морриса Ханта для обширных особняков Ньюпорта.
Весьма влиятельный Генри Хобсон Ричардсон проектировал массивные, величественные здания в абстрактном романском стиле, который резко контрастировал с окружающей эклектикой.
В этот период многие архитекторы ездили в Париж, по возможности в Школу искусств, чтобы получить там образование.
Архитектурные школы были созданы в Соединенных Штатах по образцу Эколь, начиная с Массачусетского технологического института в 1865 году.
Рождение Модернизма
Соединенные Штаты, хоть и разделенные стилистической эклектикой, во второй половине XIX века взяли на себя ведущую роль в развитии передовых строительных технологий.
Инженерия стала отчетливо отдельной профессией, и такие работы, как Бруклинский мост Джона и Вашингтона Реблингов, относятся к числу самых впечатляющих из всех американских достижений.
Технические новшества этой эпохи включали использование в строительстве чугуна, стали и железобетона.
Тенденция к функциональному дизайну, которая неуклонно росла, достигла своего наибольшего выражения в работах так называемой Чикагской школы архитектуры, возглавляемой Луисом Генри Салливаном.
Салливан полностью порвал с исторической эклектикой и использовал современные материалы таким образом, чтобы подчеркнуть их функцию.
Коммерческие здания и небоскребы Чикаго и других городов, построенные под его влиянием, вызывали восхищение своей мощью и оригинальностью, а также рациональной организацией их частей.
Неоклассическое Возрождение
Однако классицизм вновь восторжествовал, главным образом благодаря Всемирной колумбийской выставке 1893 года в Чикаго.
Крупные архитектурные фирмы, участвовавшие в ярмарке, возродили классическую традицию по всей стране, часто в Имперском масштабе, как, например, в McKim, Mead и White Pennsylvania RR Station в Нью-Йорке (1906-10).
Несмотря на усилия Салливана и его ученика Фрэнка Ллойда Райта, неоклассические доктрины, заимствованные из Школы искусств, оставались прочно укоренившимися в течение многих десятилетий после рубежа 20-го века.
Были заметные исключения из этого правила, особенно во внутренней сфере, где английское движение искусств и ремесел, осуществленное Уильямом Моррисом, имело длительное влияние в Соединенных Штатах.
Известные здания в неоклассическом стиле:
-
Памятник Вашингтону (1884)
Обелиск, воздвигнутый в честь Джорджа Вашингтона, Первого Президента Америки, был спроектирован в 1838 году Робертом Миллсом (1781-1855).
Здание высотой около 555 футов (169 метров) было закончено в 1884 году и открыто для публики в 1888 году.
-
Мемориал Линкольна (1915-1922)
Спроектированный Генри Бэконом (1866-1924) и построенный из мрамора и белого известняка, он построен по образцу греческого храма дорического ордера.
Тридцать шесть колонок должны были представлять 36 штатов союза на момент смерти Линкольна.
-
Мемориал Джефферсона (1934-43)
Спроектированный Джоном Расселом Поупом, Отто Р. Эггерсом и Дэниелом П. Хиггинсом и вдохновленный Римским Пантеоном, памятник имеет уникальный круглый купол, круглую колоннаду и Коринфский орден.
Современная Американская Архитектура
Райт, общепризнанный как один из величайших архитекторов 20-го века, разработал весьма оригинальный подход к жилищному дизайну перед Первой мировой войной, который стал известен как «стиль прерий».
Его ранние работы, выполненные в Чикаго и его окрестностях, сочетали принципы открытой планировки с горизонтальным акцентом, асимметричными фасадными возвышениями и широкими, защищающими крышами, как это видно, например, в доме Роби (1909).
Райт, который стоял в стороне от Европейского модернистского мейнстрима, продолжал проектировать здания до своей старости, создавая некоторые из своих лучших и наиболее своеобразных работ, таких как музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1946-59).
Неориентированная, машинная эстетика европейского модернизма была введена в Соединенные Штаты такими архитекторами иностранного происхождения, как Ричард Нейтра, Рудольф Шиндлер и Уильям Лесказ в 1920-е гг. позже названная международным стилем, этот функционалистский способ архитектуры стал преобладающим в Соединенных Штатах после Второй Мировой войны, особенно в дизайне корпоративных офисных зданий.
Известные примеры включают дом Скидмора, Оуингса и Меррилла Левер (1952) и здание Сигрэм Людвига Мис ван дер Роэ (1956-58), оба в Нью-Йорке.
С иммиграцией в Соединенные Штаты таких выдающихся европейцев, как Вальтер Гропиус и Ми сван дер Роэ, учебные программы многих американских архитектурных школ были пересмотрены по образцу Баухауза в Германии.
Примерно в 1960 году формальная и теоретическая реакция на международный стиль начала формироваться по мере того, как архитекторы все больше разочаровывались в стерильном эстетизме многих послевоенных зданий.
Луис И. Кан вновь ввел осевое планирование и другие принципы изящных искусств, в то время как Ээро Сааринен экспериментировал с динамическими скульптурными формами.
Кроме того, Роберт Вентури доказывал ценность изучения просторечного и коммерческого ландшафта, тем самым расширяя теоретические основы современного дизайна и открывая эпоху постмодерна.
Считается, что постмодернизм в Америке начался в 1972 году со сноса серии 14-этажных блоков из плит, которые были возведены менее чем за 20 лет до этого по проекту Минору Ямасаки в рамках отмеченного наградами жилищного проекта Прюитта-Игоэ в Сент–Луисе, штат Миссури (1955).
На самом деле, это была жесткая, модернистская бетонная структура, которая стала магнитом для проблем.
Хоть и в Европе уже было снесено множество жилых кварталов, именно в Сент-Луисе началась эпоха американского постмодернизма.
К началу 1980-х годов постмодернизм стал доминирующим стилем Америки, особенно для общественных зданий.
Примерно в это же время Соединенные Штаты стали экспортером постмодернистских концепций.
В постмодернистском дизайне такие архитекторы, как Филип Джонсон (в одном из своих многочисленных изменений архитектурного стиля), Майкл Грейвс, Ричард Мейер, Чарльз Гватми, Роберт А. М. Стерн, Чарльз Мур, Хельмут Ян, Томас Биби и другие сочетали орнамент, историзм, технологию и часто яркий цвет в разнообразных, эклектичных и часто остроумных манерах.
Среди наиболее известных зданий постмодернизма – Грейвс Портленд Билдинг (1982) и здание AT&T Джонсона, теперь здание Sony (1978-84), Нью-Йорк.
В то время как постмодернистская архитектура оставалась доминирующим стилем в 1990-е годы, некоторые современные архитекторы создали свои собственные стили.
Главным среди них является Фрэнк Гери, чьи асимметричные, скульптурные здания, использующие как обычные, так и необычные материалы, сами по себе являются архитектурным миром.
Одна из его лучших работ – монументальная и органическая титановая сталь музея Гуггенхайма, Бильбао, Испания (1997).
Что Такое Постмодернистская Архитектура?
Якобс и Вентури были катализаторами волны оппозиции модернизму, но они не изобрели «постмодернизм».
Этот термин был фактически введен американским теоретиком Чарльзом Дженксом в его книге «Язык постмодернистской архитектуры», которая описывает архитектурные тенденции, возникшие в 60-е годы в противовес доминирующим диктатам рационалистического модернизма.
Дело в том, что современная архитектура исключила из своего репертуара традиционные исторические формы, а также декоративные элементы.
Постмодернизм хотел «переосмыслить» архитектуру, используя смесь стилей, включая черты, взятые из классических проектов, а также из популярной культуры.
Игривая ирония плюс случайные сюрпризы, даже потрясения – все это было неотъемлемой частью постмодернистского подхода к проектированию зданий.
В конце концов, основные элементы архитектуры, такие как колонны, арки и тимпаны, часто теряют свое первоначальное значение, когда используются вне контекста, скажем, в качестве декоративных элементов.
Постмодернистская архитектура шла по стопам поп-арта, приверженцами которого являются Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и Клаас Ольденбург – уже омолаживали мир современного искусства, используя более значимые популярные образы.
Однако следует отметить, что многие архитекторы-постмодернисты начинали свою карьеру как модернисты, и поэтому многие черты модернизма были перенесены в постмодернизм, особенно в работах таких архитекторов, как Роберт Вентури, Майкл Грейвс, Фрэнк О. Гери и Ричард Мейер.
Деконструктивизм (1980-е годы)
«Деконструктивизм» – это особый стиль постмодернистской архитектуры, который был разработан в Европе и Соединенных Штатах в 1980-е и 1990-е гг. его можно определить как проектное отношение, включающее ярко выраженную деформацию Евклидовой геометрии, которая придает мало веса традиционным принципам пропорции.
Повторяющимися характеристиками деконструктивизма являются неустойчивость, дисгармония и нерегулярность.
Традиционные атрибуты архитектуры деконструируются, создавая явно несвязные формы, которые часто бросают вызов законам гравитации.
Концепция была впервые представлена в 1988 году на выставке под названием «Деконструктивная архитектура», организованной Филипом Джонсоном, которая проходила в Нью-Йоркском Музее современного искусства.
На выставке были представлены работы семи архитекторов-постмодернистов, которые были определены как ведущие сторонники нового стиля, в том числе: Фрэнка О. Гери, Даниэля Либескинда, Рема Колхааса, Питера Эйзенмана, Захи Хадид, Бернарда Чуми.
Однако настоящим пионером деконструктивизма был Фрэнк О. Гери, который провел первые эксперименты по деконструктивистскому дизайну в Калифорнии в конце 1970-х гг. они включали серию зданий, в которых он сочетал необычные материалы в явно неустойчивых и ненадежных конструкциях.
Более поздние проекты Гери включают: Калифорнийский аэрокосмический музей, Лос-Анджелес (1982-84); концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес (1988-2003); музей Вайсмана, Миннеаполис (1990-93) и Музей Гуггенхайма, Бильбао (1991-97).