Chrysler Building

С его пронзающим шпилем, гладким металлическим орнаментом, выступающим над уличным ландшафтом, и роскошными интерьерами, облицованными мрамором и металлом, Крайслер-билдинг олицетворяет свое время: эпоху концентрированного богатства, промышленной мощи и масштабной городской застройки.

Часто говорят, что архитектура – это показатель цивилизации.

Если это так, то вряд ли найдется что-то лучшее из эпохи, именуемой ревущими двадцатыми, чем Крайслер-билдинг.

По иронии судьбы, Крайслер-билдинг в стиле арт-деко также ознаменовал конец этого головокружительного периода.

 

Гонка к Вершине

В 1927 году архитектор Уильям Ван Ален получил заказ на офисную башню от застройщика Уильяма Х. Рейнольдса.

Она должна была быть 808 футов высотой с венчающим стеклянным куполом, предназначенным для создания эффекта огромной сферы, украшенной драгоценными камнями.

С ростом расходов Рейнольдс продал арендный договор в конце 1928 года Уолтеру П. Крайслеру, который основал свою автомобильную производственную компанию в Детройте и хотел сделать видимое заявление о своей новообретенной собственности в бизнесе, и сказал, что здание будет посвящено как солидный вклад в развитие бизнеса.

Крайслер попросил Ван Алена сделать его башню самым высоким зданием в мире, но это был не единственный акт гордыни со стороны Крайслера.

Оба мужчины были заинтересованы в том, чтобы сделать Крайслер-билдинг как можно более высоким, гламурным и уникальным.

В конце 1920-х годов Нью-Йоркские архитекторы и девелоперы оказались втянуты в гонку за постройкой все более высоких зданий.

К 1929 году здание Bank of Manhattan Trust на Уолл-стрит (927 футов высотой) должно было стать самым высоким в мире, вытеснив здание Касса Гилберта в Вулворте (792 фута высотой), которое занимало эту честь с 1913 года.

Несколько других зданий, возводившихся в конце 1920-х годов рядом с Уолл-Стрит, также стремились к отличию и высоте.

Конкуренция за самое высокое здание была самой ожесточенной между Ван Аленом и его бывшим деловым партнером Крейгом Северансом (архитектором трастового здания Банка Манхэттена вместе с Ясуо Мацуи).

В конце концов Ван Ален торжествовал: втайне он построил 185-футовый шпиль «Крайслера» по секциям и собрал его внутри здания, а затем поднял наверх и протащил через верхушку только после того, как в ноябре 1929 года башня «Северанс Бэнк оф Манхэттен Траст Тауэр» достигла своей полной высоты.

Со шпилем «Крайслер» теперь достигал 1046 футов.

Он претендовал на звание самого высокого здания в мире с момента его официального завершения 27 мая 1930 года до завершения строительства Эмпайр-Стейт-Билдинг 11 апреля 1931 года.

Общая форма и композиция здания Крайслер-билдинг вписывают его в самобытную местную традицию дизайна небоскребов.

Нью-Йоркские архитекторы разработали особый способ обращения с решением о зонировании Нью-Йорка 1916 года, известным как закон «отступа».

Эта резолюция 1916 года в Нью-Йорке была самым первым законом о зонировании в Соединенных Штатах.

Она предписывала, чтобы на определенной высоте здание отклонялось назад, так чтобы солнечный свет достигал улицы снизу.

Несмотря на то, что не все небоскребы следовали этой модели, это была популярная формула: широкое основание, на вершине которого возвышалась стройная башня, часто включающая в себя провалы на нескольких уровнях и все увенчанные пирамидальной шапкой или шпилем.

Важными примерами являются здание Manhattan Life Insurance Building (завершеный в 1894 году), Сингер Билдинг (1908), Метлайф-тауэр (1909), Вулворт Билдинг (1913) и, конечно же, Банк Манхэттен Траст (1930), Крайслер (1930) и Эмпайр Стейт Билдинг (1931).

 

Дизайн Крайслер-билдинг

Стиль Крайслер-билдинг – арт-деко считался современным, изысканным и роскошным.

Сам термин возник из экспозиции internationale des Arts Décoratifs et industriels modernes (международная выставка современного декоративно-прикладного искусства), проходившей в Париже в 1925 году, но корни стиля уходили еще дальше.

В стиле арт-деко можно было описать все, от стиля корпоративной офисной башни (например, Крайслер-билдинг) до декоративного узора на мебели, фресках и плитке.

Стиль включал в себя шевронные, солнечные лучи, фонтанные и дуговые мотивы, бесконечное разнообразие геометрических узоров, а в более поздних случаях особенно кубические формы.

Стиль был в целом более прямолинейным, чем закрученные цветочные узоры, распространенные в раннем модерне, и совершенно отличался от форм и деталей классической архитектуры и орнамента изящных искусств, которые были заметны в начале 20-го века.

Было бы преувеличением сказать, что арт-деко полностью отверг стиль модерна; вместо этого дизайнеры арт-деко синтезировали и абстрагировали более ранние мотивы и узоры, чтобы создать декоративный слой на зданиях, выложенных обычным способом.

В Нью-Йорке экстерьеры в стиле арт-деко были богато украшенными.

Интерьеры, однако, как правило, были красочными и живыми, с мраморными и металлическими деталями, а в цветовой гамме преобладали золото, серебро, черный, красный и зеленый.

В Крайслер-билдинг отличительные элементы арт-деко включают горизонтальные черно-белые полосы между этажами, геометрическое украшение и обтекаемые орлиные головы, выступающие из углов, и, прежде всего, большая корона. ярко освещенная ночью, корона по-прежнему является одним из самых характерных элементов на горизонте Нью-Йорка.

Несмотря на то, что опыт наземного уровня часто описывается как тусклый, все же вклад здания в горизонт является его истинным достижением.

Это сделало Крайслер-билдинг символом городской современности, делового динамизма Нью-Йорка и оживленной ночной жизни новейшего мегаполиса мира.

 

Депрессия и Современность

Фондовый рынок рухнул 29 октября 1929 года, в самый разгар строительства Крайслер-билдинг.

Этот первоначальный шок не сразу привел к экономическому краху Великой депрессии, которая наступила несколько лет спустя.

Однако гламур, экономический рост и оптимизм, связанные с ревущими двадцатыми, закончились.

Для некоторых Крайслер-билдинг стал символом потерянной гедонистической эпохи, возникшей в результате тех же якобы рациональных экономических решений, которые привели к краху рынка.

Тем не менее, некоторые американцы в 1930-х годах также предполагали, что огни здания и направленный вверх шпиль можно рассматривать как символы надежды на лучшее будущее.

1920-е годы были десятилетием огромного неравенства в благосостоянии.

Богатые банкиры и промышленники, включая Уолтера Крайслера, преуспевали.

Они использовали свое покровительство архитектуре, чтобы передать свой высокий статус и власть, которую, по мнению некоторых, справедливо получили те, кто процветал в системе американского промышленного капитализма.

Можно было бы возразить, что высота, гламур и престиж здания Крайслера были придуманы, чтобы прославить одного человека, чье богатство было результатом огромных прибылей, которые он получал за счет низкооплачиваемых рабочих мест.

Огромное здание, подобное Крайслер, не может не быть памятником в городе, который его окружает, и как таковое оно помогло закрепить на десятилетия вперед понимание ньюйоркцами своего города как стильного и перспективного.

После Великой депрессии и Второй мировой войны, Нью-Йорк стал главным культурным центром мира.

Крайслер-билдинг все еще стоит там, мерцая высоко над всем остальным, как маяк и символ постоянного оптимизма города.

Сегодня Chrysler Building принадлежит инвестиционному совету Абу-Даби и Tishman Speyer.

Это в первую очередь офисное здание, которое содержит корпоративные штаб-квартиры некоторых крупных инвестиционных и имущественных фирм.

Leave a Comment