Edit Wharton

Американская писательница рассказов, романист, эссеист и автобиограф.

 

Ранние годы

 

Родившись в богатой нью-йоркской семье, Уортон получила частное образование у гувернанток и репетиторов как в родной стране, так и за рубежом.

В раннем возрасте она проявила заметный интерес к литературе.

Уортон закончила свою первую повесть в возрасте 14 лет и опубликовала сборник стихов спустя два года.

Она наблюдала за переходом власти и богатства из рук влиятельного нью-йоркского дворянства в руки промышленной революции.

Уортон считала новоиспеченных богачей культурными обывателями и использовала их жизни для создания многих из ее самых запоминающихся вымышленных персонажей и ситуаций.

В 1885 году она вышла замуж за Эдварда Уортона.

 

Благотворительная деятельность и литературный успех

 

Многие из ее рассказов и стихотворений первоначально появились в журнале «Scribner’s Magazine», а ее первый сборник рассказов «Большая склонность» и ее роман «В доме веселья» были хорошо приняты критиками и читателями.

Страдая от плохого здоровья и вынужденная бороться с растущей психической нестабильностью мужа, Уортон развелась в 1912 году.

Вскоре после этого она обосновалась во Франции.

Во время Первой мировой войны Уортон организовала усилия по оказанию помощи во Франции.

При ее финансовой поддержке там были созданы отделение скорой помощи, мастерская для женщин-швейниц и санаторий для женщин и детей, больных туберкулезом.

Французы признали ее благотворительность, наградив ее Крестом Почетного легиона, и она стала кавалером ордена Леопольда в Бельгии за ее работу в интересах бельгийских сирот.

В Соединенных Штатах ее деятельности по сбору средств помогали комитеты «Эдит Уортон» в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Вашингтоне во время войны.

В то время как ее военная повесть «Марна» вызвала мало положительного интереса, Уортон стала первой женщиной, получившей Пулитцеровскую премию за свой роман «Эпоха невинности» в 1921 году.

В 1927 году Уортон была номинирована на получение Нобелевской премии по литературе.

 

Основные труды

 

Самые известные художественные произведения Уортон включают романы «В доме веселья» и «Эпоха невинности», а также ее повесть «Итан Фром».

Из них ее более длинные романы, как полагают, особенно эффективны для того, чтобы пробить завесу моральных ценностей, которая иногда маскировала отсутствие честности среди богатых.

В «Доме веселья» умная и милая девушка должна потерять свой статус члена высокого класса, если она хочет избежать моральной развалины.

Лили Барт восстает против стандартов своей социальной группы настолько, что начинает курить, играть в азартные игры и появляться на публике с женатыми мужчинами; однако ее чувство приличия удерживает ее от того, чтобы выйти замуж за богатого, но вульгарного поклонника только для того, чтобы обеспечить свое состояние.

Написанный после Первой мировой войны, «Эпоха невинности», еще один роман о старом нью-йоркском обществе, снова демонстрирует персонажей, сдерживаемых их желанием сохранить свою принадлежность к бесстрастной социальной группе.

Третья работа социальной критики, «Итан Фром», также примечательна своей обволакивающей атмосферой мрака и отражает несколько готических тем, которые Уортон более полно исследовала в своих рассказах.

Уортон показывает, как страдает главный герой, когда он оказывается между двумя женщинами – первая, от которой зависит его экономическое выживание, и его настоящей любовью, младшей родственницей его жены, которая приехала на их ферму.

Ближе к концу новеллы Итан и его возлюбленная понимают, что выхода из их затруднительного положения нет.

Когда их попытка самоубийства терпит неудачу, они становятся инвалидами в руках первой женщины.

Уортон в полной мере использовала литературное очарование готического ужаса в своих рассказах, которые включали многочисленные истории о привидениях.

Одна из ее ранних короткометражных художественных работ «Полнота жизни».

В ней дух умершей жены обнаруживает, что ее влечет к другому духу, которого она воспринимает как свою вторую половинку.

Однако после долгих раздумий она решает вместо этого дождаться смерти своего мужа, чтобы они могли воссоединиться.

В «Звонке к горничной» призрак бывшей горничной продолжает служить своей госпоже.

Стремясь защитить женщину, инвалида, от надвигающейся опасности, дух мертвой служанки звонит в колокольчик, но безрезультатно.

Считается, что такие истории Уортон, написанные после ее переезда во Францию, имеют сходство с историями Генри Джеймса, близкого друга писательницы.

Оба автора отмечали, что их интерпретация сверхъестественного как расширения подсознания вызвана крахом человеческих отношений.

Особенно в своих более поздних рассказах Уортон использовала сверхъестественное, чтобы проецировать различные аспекты человеческой психики, начиная от страха и чувства вины до радости и тоски.

Среди самых популярных историй Уортон является «Гранатовое семя», которая напоминает мифологическую историю Персефоны, где рассказывается история о духе, который продолжает посылать письма своему живому мужу.

 

Критика

 

При ее жизни многие художественные произведения Уортон были высоко оценены критиками и публикой.

«В доме веселья» стал бестселлером в 1905 году и вызвал много дискуссий в Соединенных Штатах, где он был провозглашен одним из лучших романов, когда-либо созданных американским автором.

«Эпоха невинности» также был высоко оценен как одна из лучших работ Уортон и принес ей Пулитцеровскую премию в 1921 году.

Несмотря на эти успехи, художественная литература Уортон на протяжении большей части 20-го века отвергалась как работа устаревшего романиста нравов, чья обстановка, стиль и медленный темп принадлежали 19-му веку.

Однако к концу 20-го века ученые-феминистки, жанровые критики и основная аудитория начали относиться к произведениям Уортон с гораздо большей степенью оцененивая, восстанавливая ее репутацию и предполагая важность ее места в истории литературы между моральной и психологической фантастикой конца 19-го века и реализмом потерянного поколения начала 20-го века.

Истории о привидениях Уортон, в частности, были связаны с новым пониманием общих тематических проблем ее работы.

Если собственные мысли Уортон о ее историях о привидениях обращаются к относительно простой проверке реакции аудитории, то современные ученые, не подвергая сомнению пугающую эффективность ее историй о привидениях, подвергли эти работы более строгим критическим стандартам.

Некоторые из них изучали адаптированное использование Уортон готических условностей в ее историях о привидениях в целях социальной критики, сосредоточив внимание на ее карьерном изучении классовых различий в американском обществе в первые десятилетия 20-го века в сочетании с использованием психологического террора.

Сопоставление феминистских и готических проблем также часто появлялось в современных критических оценках историй о привидениях Уортон.

Основной интерес представляло вымышленное писательницей выравнивание патриархальных систем ценностей и подавление женщин не только в ее готической фантастике, но и в ее романах.

 

Последние годы

 

В последние годы своей жизни Уортон продолжала писать рассказы и романы, многие из которых отражают ее растущее разочарование в послевоенной Америке и эпохе джаза.

Несколько ее лучших рассказов также были опубликованы в это время, эти и другие ее известные произведения готической фантастики были собраны в конце ее жизни, в то время как ее последний роман «The Buccaneers» остался незаконченным после ее смерти в Сен-Брис-су-Форе в 1937 году.

Leave a Comment