Элизабет Кэди Стэйтон – лидер гендерного равноправия.
Она была одной из самых выдающихся борцов за права женщин 19-го века и посвятила свою жизнь тому, чтобы женские голоса были услышаны.
Ранние годы
Элизабет Кэди Стэйтон, родившаяся 12 ноября 1815 года в Джонстауне, штат Нью-Йорк, с раннего возраста была полна решимости продемонстрировать, что женщины равны мужчинам, и помочь им добиться лучшего обращения.
В адвокатской конторе своего отца она выслушала жалобы женщин, чья собственность перешла под контроль их мужей после вступления в брак и чьи дети предположительно были переданы отцу в ходе бракоразводного процесса.
Позже она вспоминала, что после смерти своего единственного брата в 1826 году она черпала мотивацию в причитаниях отца: «О, дочь моя, как бы я хотела, чтобы ты была мальчиком!»
Ее образование включало изучение греческого, латыни и математики, а также развитие навыков в традиционно мужских видах деятельности, таких как верховая езда и шахматы.
В 1832 году она окончила Троянскую женскую семинарию Эммы Уиллард, самое влиятельное женское учебное заведение в стране.
В течение 1830-х годов Элизабет Кэди стала участвовать в деятельности по умеренности и борьбе с рабством отчасти благодаря связям своего двоюродного брата Геррита Смита, богатого сторонника реформаторских инициатив.
В 1840 году она вышла замуж за аболициониста Генри Б. Стэнтона и сразу после их свадьбы отправилась в Лондон, чтобы ее новый муж мог служить делегатом Всемирной конвенции по борьбе с рабством.
На съезде разгорелась полемика по поводу исключения женщин-делегатов, в ходе которой она подружилась с Лукрецией Мотт, выдающейся квакерской реформаторшей из Филадельфии.
Они договорились провести конвенцию о правах женщин в Соединенных Штатах, но в течение следующих нескольких лет из этого проекта мало что вышло.
Стэнтон провела часть этого времени в Бостоне, где у нее сложились тесные отношения с Лидией Марией Чайлд, Марией Уэстон Чэпмен, Фредериком Дугласом, Теодором Паркером и другими реформаторами.
У нее также было трое детей в течение первых пяти лет ее брака, и еще четверо последовали в течение 1850-х годов.
Движение за права женщин
Через год после того, как здоровье ее мужа побудило ее переехать из Бостона в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреция Мотт спонсировали в июле 1848 года конвенцию о правах женщин, которую они планировали провести в Лондоне.
Стэнтон составила проект декларации о чувствах к конвенции, целенаправленную адаптацию декларации независимости, которая представляла собой первый публичный призыв к избирательному праву женщин.
До съезда в Сенека-Фоллз она лоббировала в поддержку закона о собственности замужних женщин, принятого законодательным собранием Нью-Йорка в марте 1848 года.
Стэнтон всячески продвигала свое дело, публикуя статьи в «Нью-Йорк трибюн», а в 1851 году завязала историческую дружбу со Сьюзен Б. Энтони.
Эти две женщины во многом отличались друг от друга.
Стэнтон была космополитом, общительной, разносторонней в своих интересах и способной писательницей; Энтони была целеустремленной в своей преданности движению за избирательное право, настойчивой и эффективной в административных вопросах.
Часто находясь дома из-за семейных обязанностей, Стэнтон писала много речей и резолюций, которые Энтони представляла на собраниях.
Элизабет Кэди Стэнтон также лично выступала в Нью-Йорке, выступая в законодательном органе в 1854 году в поддержку расширенного закона о собственности замужних женщин и выступая в качестве президента общества трезвости женщин штата, через которое она выступала за либерализацию законов о разводе для защиты жен алкоголиков.
Гражданская война и восстановление
Стэнтон переехала со своей изолированной базы в Сенека-Фоллз, когда ее муж был назначен на должность в Нью-Йоркской таможне, и в мае 1863 года она снова объединилась с Энтони, чтобы сформировать Женскую лояльную национальную лигу.
Организация собрала 300 тысяч подписей под петицией за Конституционную поправку об отмене рабства, и Стэнтон также стремилась содействовать эмансипации, одобрив выдвижение кандидата в президенты от Республиканской партии, более радикального, чем Авраам Линкольн в 1864 году.
Когда война закончилась, Стэнтон и Энтони поспешили потребовать включения женщин в пересмотр гражданства и избирательных прав в соответствии с 14-й и 15-й поправками к Конституции США.
Но даже убежденные сторонники реформ согласились с Уэнделлом Филлипсом в том, что еще не время.
Стэнтон и Энтони, в свою очередь, начали кампанию по блокированию поправок к реконструкции, надеясь на пересмотр. Их обращение к аргументам, основанным на привилегиях класса и этнической принадлежности, оттолкнуло многих бывших союзников.
В мае 1869 года ожесточенный спор разрушил Ассоциацию равных прав, которая призывала к расширению прав женщин, а также темнокожих.
Продолжение борьбы
После распада Ассоциации равных прав Стэнтон и Энтони быстро организовали Национальную ассоциацию женского избирательного права, президентом которой Стэнтон была в течение следующих 21 года.
В течение этого периода она продолжала пропагандировать права женщин с помощью различных лекций и публикаций.
Когда в 1890 году Национальная ассоциация женского избирательного права объединилась со своим более консервативным соперником, Американской ассоциацией женского избирательного права, Стэнтон возглавила объединенную организацию в течение двух лет, прежде чем уйти на пенсию, чтобы посвятить больше времени писательству.
В последние годы своей жизни она много времени уделяла изучению религии и работе над «Женской Библией» (1895-1898), в которой переосмысливались отрывки из Священного Писания, унизительные для женщин.
На торжественном вечере в Метрополитен-опера в Нью-Йорке по случаю своего 80-летия, она подчеркнула одну из самых важных тем своей карьеры, отвергнув идею о том, что религия или природа отводят женщинам «отдельную сферу» от сферы мужчин, и призвав женщин продолжать борьбу за то, чтобы занять руководящие посты в церквях, бизнесе и политике. Элизабет Кэди Стэнтон умерла от сердечной недостаточности 26 октября 1902 года в нью-йоркской квартире, которую она делила с двумя своими взрослыми детьми.
Наследие
«Женская Библия» оставалась забытой вплоть до женского освободительного движения 1970-х годов.
Ученые-феминистки и практикующие религию нашли ее метод и содержание близкими по духу: она подвергалась сомнению, устанавливала феминистское наследие библейской интерпретации и описывала, как гендерные предубеждения формируют священные тексты. Однако у «Женской Библии» были свои современные критики, особенно из-за ее антикатолических и антиеврейских предубеждений.
После смерти Элизабет Кэди Стэнтон, многие современники увековечили ее как бесстрашного лидера, игнорируя ее анализ веры и Священного Писания. И все же религиозная критика Элизабет вполне может обеспечить ее значимость для будущих поколений.
19-я поправка к Конституции Соединенных Штатов предоставила женщинам право голоса. Поправка стала законом 26 августа 1920 года. 2 ноября 1920 года более восьми миллионов американских женщин воспользовались своим вновь приобретенным правом голоса. Им потребовалось 144 года, чтобы получить полное гражданство.
В 1973 году Элизабет Кэди Стэнтон была включена в Национальный зал женской славы.