Американский художник, гравер и литограф Джеймс Уистлер создал новый набор принципов изобразительного искусства, отстаивал искусство ради искусства и ввел тонкий стиль живописи, в котором атмосфера и настроение были в центре внимания.
Ранние годы
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер родился в Лоуэлле, штат Массачусетс, 10 июля 1834 года в семье майора Джорджа Уистлера, инженера железной дороги, и Анны Макнейл.
В 1842 году русский царь Николай I пригласил майора Уистлера построить железную дорогу из Санкт-Петербурга в Москву и предложил княжеское жалованье в 12 тысяч долларов в год.
В Санкт-Петербурге семья жила роскошно, с несколькими слугами, а у Джеймса и его брата была гувернантка и шведский гувернер.
Поскольку французский был придворным языком, мальчики вскоре свободно овладели им.
Однажды Уистлеры отправились за 15 миль от Петербурга в Царское село.
Здесь, во дворце, построенном Екатериной Великой, был ряд апартаментов в китайском стиле, содержащий множество прекрасных образцов восточного фарфора.
Джеймс был очарован этой коллекцией и позже стал коллекционером бело-голубого фарфора.
Интерес Уистлера к рисованию, который начался, когда ему было 4 года, значительно возрос за годы пребывания в России, и в 1845 году он был зачислен на курс рисования в академию изобразительных искусств в Санкт-Петербурге.
В 1849 году майор Уистлер умер, и миссис Уистлер вернулась в Соединенные Штаты вместе со своими сыновьями, поселившись в Помфрете, штат Коннектикут.
Джеймс решил, что хочет поступить в Военную академию США в Вест-Пойнте, которую посещал его отец, и получил туда назначение в 1851 году.
Поскольку он постоянно нарушал правила, он заработал 218 штрафов (отметок за плохое поведение) и в результате был отчислен в 1854 году.
После неудачного обучения на локомотивном заводе Winaas в Балтиморе, штат Мэриленд, Уистлер получил работу в Вашингтоне, округ Колумбия, в отделе береговой и геодезической разведки.
Он всегда опаздывал, часто отсутствовал и приводил в отчаяние своего работодателя.
Тем не менее, у него была лучшая подготовка к процессу создания рисунка с твердой поверхности с использованием химических веществ, и он изучил основные принципы гравюры.
Отъезд в Европу
Получив от отца наследство в 350 долларов в год, Уистлер отправился за границу изучать искусство.
Он прибыл в Париж в 1855 году и сразу же окунулся в художественную жизнь французских студентов.
Находясь в парижском художественном музее Лувр в 1858 году, Уистлер познакомился с Анри Фантен-Латуром, который, в свою очередь, познакомил его с Альфонсом Легросом и другими художниками, в том числе с великим художником-реалистом Гюставом Курбе.
В 1858 году Уистлер выпустил 12 гравюр с натуры, известных как «Французский набор».
В следующем году его первая важная картина «За пианино», написанная под влиянием Фантен-Латура и голландских интерьеров 17-го века, была отвергнута Парижским салоном (художественной галереей), хоть и в 1860 году она была принята Королевской академией в Лондоне.
Картина Уистлера «Уоппинг» (1861) показывает влияние реализма Курбе, художественного стиля, который стремится запечатлеть реальность.
Одна из фигур на переднем плане – это рыжеволосая ирландская красавица Джоанна Хиффернан, известная как Джо, которая стала моделью и любовницей Уистлера.
Он изобразил ее «Белой девушкой» (1862), стоящей в белом платье на белом фоне, с рыжими волосами, перекинутыми через плечо.
Несмотря на то, что картина «Белая девушка» была отвергнута Королевской академией в 1862 году и Парижским салоном в 1863 году, это была сенсация, которой восхищались художники, хоть и публика смеялась над ней.
В 1863 году Уистлер арендовал дом в лондонском районе Челси, где вместе с Джо начал вести домашнее хозяйство.
Его мать приехала в конце того года и провела остаток своей жизни в Англии.
Уистлер стал коллекционером бело-голубого фарфора, а также восточных костюмов, в которых он позировал своим моделям для таких картин, как «Принцесса из страны фарфора» (1864).
Ноктюрны
В 1871 году Уистлер опубликовал 16 гравюр «Виды Темзы», известных как «Набор Темзы».
Он также написал серию атмосферных картин, которые назвал ноктюрнами.
Он любил выходить на реку в сумерках и был очарован туманными эффектами в угасающем свете.
Перенося эти впечатления на холст по памяти, он использовал японскую концепцию пространства как хорошо сбалансированный дизайн, в котором перспектива не играет никакой роли.
В знаменитой композиции в серых и черных тонах «Мать художника» (1872) он сочинил картину с простотой, включая в нее японскую концепцию пространства.
В течение 1877 года Уистлер выставил несколько картин, в том числе «Падающая ракета», ноктюрн, показывающий таинственные и трудно уловимые эффекты фейерверков ночью в Креморн-Гарденс.
Это возмутило Джона Раскина, который считался лучшим знатоком изысканного вкуса в Англии, и он написал оскорбительную рецензию на выставку.
Уистлер подал на него письменное заявление в суд, которое свидетельствовало о том, что его рецензия наносит ущерб общественному имиджу Уистлера, в ходе самого сенсационного судебного процесса по искусству века, но в итоге получил очень маленькую денежную компенсацию.
Судебный процесс разорил Уистлера в финансовом отношении, и ему пришлось продать свой новый дом и распродать свою коллекцию фарфора.
К счастью, Общество изобразительных искусств поручило Уистлеру сделать 12 гравюр Венеции (Италия).
Он провел 14 месяцев в Венеции, делая множество гравюр, а также небольшие работы маслом, акварелью и пастелью.
Его стиль гравюры теперь полностью изменился.
Уистлер относился к своим темам с предельной деликатностью, используя паутинные линии и живые изгибы. Его венецианские работы хорошо продавались, благодаря чему у него улучшилось материальное положение.
Он снял дом в Лондоне вместе с Мод Франклин, которая заменила Джо в качестве модели и любовницы.
Вечером 31 января 1885 года Уистлер прочитал в Принс-холле «Десять часов», свою знаменитую лекцию, в которой подвел итог своим теориям о природе красоты в изысканной прозе.
Также он упомянул о поэзии, которую создают вечерние туманы.
Мастер-литограф и его последние годы жизни
Одним из лучших достижений Уистлера была литография (процесс печати на металле), которой он занимался в течение десяти лет, начиная с 1887 года.
Рисуя самым энергичным способом, он использовал карандаш для достижения того эффекта, которого никогда не достигал ни один литограф.
У него были большие способности к акварели и масляным краскам, которыми он иногда изображал побережье или витрины магазинов в Челси.
В портретной живописи он предпочитал стоячие позы в полный рост и больше интересовался передачей тона и атмосферы.
В 1888 году Уистлер женился на вдове Трикси.
Спустя какое-то время они переехали в Париж, но через два года вернулись в Англию.
Его жена умерла от рака в 1896 году.
После ее смерти Уистлер содержал студии как в Париже, так и в Лондоне.
Сам Джеймс умер в Лондоне 17 июля 1903 года.