Jane Addams

Социальный реформатор.

 

Ранняя жизнь

 

Джейн Аддамс родилась 6 сентября 1860 года в Клирвилле, штат Иллинойс.

Она была восьмым ребенком в семье.

Ее отец был преуспевающим мельником, банкиром, аболиционистом и общественным лидером, который восемь раз занимал пост сенатора штата.

Ее мать умерла, когда Джейн было два года, и юная Джейн стала преданной своему отцу, который через два года снова женился.

В 1877 году Адамс поступила в Рокфордскую женскую семинарию в соседнем Рокфорде (штат Иллинойс), где она стала лидером среди студентов, окончив ее в 1881 году.

Семинария обучала молодых женщин становиться христианскими миссионерами в чужих странах, но Аддамс сопротивлялась давлению в целях поступить на службу за границей.

 

Тяжелое бремя

 

После смерти ее отца летом, после окончания обучения в Рокфорде, у Аддамс был трудный период.

Она покинула Женский медицинский колледж в Филадельфии всего через несколько месяцев и, страдая от различных физических недугов, которые месяцами оставляли ее прикованной к постели, часто впадала в депрессию.

Путешествия по Европе в 1883-1885 и 1887-1888 годах познакомили ее с городской нищетой и запустением, которые оставили на ней пожизненный отпечаток.

В 1888 году она и Эллен Гейтс Старр, близкая подруга, с энтузиазмом приняли план поселиться в городском районе и работать непосредственно, чтобы облегчить пагубные последствия бедности.

Заинтересованные в устранении различий между классами, Старр и Аддамс настаивали на том, что высшие классы должны взять на себя ответственность за неблагоприятные последствия быстрой индустриализации для бедных.

В 1889 году они купили Халл-хаус в районе Чикаго, населенном греческими, итальянскими, русскими, немецкими и сицилийскими иммигрантами. Джейн прожила в Халл-Хаусе оставшиеся 46 лет своей жизни.

 

Халл-Хаус

 

Халл-Хаус предоставил образованным белокожим женщинам место, в котором они могли выполнять значимую для них работу.

К 1893 году комплекс Халл-Хаус стал центром деятельности, предлагая дневной уход за детьми, тренажерный зал, амбулаторию, игровую площадку, курсы кулинарии и шитья, а также кооперативный пансион для работающих девочек.

Каждую неделю в Халл-Хаус приходило две тысячи человек.

Как это было типично для других прогрессистов 19-го века, Аддамс верила в связь между искусством и социальной справедливостью, и Халл-Хаус поддерживал целый ряд художественных мероприятий, таких как галерея, театральная труппа и музыкальная школа.

К 1907 году комплекс Халл-Хаус включал в себя 13 зданий, расположенных в большом городском квартале.

 

Городская политика

 

К 1895 году Аддамс и ее группа работников поняли, что услуги и культурный подъем сами по себе не могут решить глубоко укоренившиеся проблемы, связанные с городской бедностью.

Сотрудники опубликовали свои мнения в картах и документах Халл-Хауса, в которых обращалось внимание на небезопасные и антисанитарные условия в городских многоквартирных домах и цехах, а также на широко распространенную практику детской эксплуатации.

Давление Халл-Хауса на городское правительство Чикаго уже привело к принятию в 1893 году первого закона о фабричной инспекции штата Иллинойс, а в 1894 году сотрудники Халл-Хауса развернули амбициозную кампанию по улучшению жизни работающих бедняков.

Они предложили положить конец детскому труду, сократить часы работы трудоустроенных женщин, улучшить процедуры социального обеспечения, убедить город признать профсоюзы, обеспечить защиту иммигрантов от недобросовестных арендодателей и работодателей, ввести обязательное школьное образование и повысить промышленную безопасность.

В 1899 году создание в Чикаго первого суда по делам несовершеннолетних в Соединенных Штатах было в значительной степени результатом усилий сотрудников Халл-Хауса.

 

Национальное признание

 

Усилия Джейн в Чикаго принесли ей национальную известность.

В 1905-1909 годах она была членом Чикагского школьного совета и участвовала в движении за мир во всем мире.

Ее статьи появлялись во многих периодических изданиях, и в 1900-1910 годах она опубликовала четыре книги: «Демократия и социальная этика» (1902), «Новые идеалы мира» (1907), «Дух молодежи на улицах города» (1909) и «20 лет в Халл-Хаусе» (1910).

В 1910 году она была удостоена почетной степени Йельского университета, став первой женщиной, удостоенной такой чести, а в 1911 году она стала первым главой Национальной федерации поселений.

Знаменитости регулярно навещали ее в Халл-Хаусе, и даже Теодор Рузвельт совершил несколько визитов.

В то время как Аддамс стала национальным героем, в Чикаго поддержка профсоюзов сделала ее непопулярной среди богатых классов.

Ей часто удавалось оскорбить высший класс своим непредубежденным подходом к политике, полагая, что каждый человек заслуживает того, чтобы его услышали.

Несмотря на критику, Халл-Хаус продолжал поддерживать непопулярные дела, и Аддамс наслаждалась долгой общественной карьерой.

В 1931 году она и президент Колумбийского университета Николас Мюррей Батлер разделили Нобелевскую премию мира за свои усилия по обеспечению всеобщего разоружения и международного мира.

Джеймс умерла 21 мая 1935 года.

Ее похороны в Халл-Хаусе собрали тысячи скорбящих.

 

Наследие Джейн Аддамс и Халл-Хауса

 

Истории Халл-Хауса часто рассказывают о страстной приверженности Джейн Аддамс  к искусству – в его галереях, театрах, библиотеках и студиях.

Но Аддамс также использовала художественный язык, чтобы описать поселенческую жизнь как демократический проект.

Художники Халл-Хауса, реформаторы и иммигранты размыли границы между искусством и жизнью и поставили эстетику в центр своего видения более социально справедливого мира.

Директор школы искусств и истории искусств UIC Лиза Ли и заместитель вице-канцлера Калифорнийского университета в Беркли Шеннон Джексон обсуждают философию искусства Аддамс и ее наследие для нынешних художников-активистов.

Эта программа признает щедрый многолетний грант от Фонда «Терра» для американского искусства.

Фонд «Терра» стремится содействовать изучению и пониманию изобразительного искусства в Соединенных Штатах для национальной и международной аудитории.

 

Философское наследие

 

Хоть и Джейн не всегда входила в канон классической американской философии, ее современники, в том числе Джон Дьюи, Уильям Джеймс и Джордж Герберт Мид, публично признавали влияние Аддамс на их мышление.

Таким образом, в дополнение к ее собственным работам, интеллектуальное наследие Аддамс можно найти в их философии.

Тем не менее, на протяжении большей части 20-го века Аддамс считалась неоригинальной, и ее творчество считалось производным от других мыслителей.

В 1990-х годах возобновившийся интерес к теоретическим работам Джейн развился из феминистской практики пересмотра исторических границ, которые традиционно ограничивали философскую квалификацию.

На рубеже 21-го века основные работы Джейн вернулись в печать, а ряд интеллектуальных биографий пересмотрели интеллектуальное наследие Аддамс.

Во многих отношениях Аддамс довела американский прагматизм до логического завершения.

Джеймс и Мид занимались социальными проектами в университетских условиях. Аддамс, у которой никогда не было официального назначения в университете несмотря на то, что она иногда преподавала в Чикагском университете, вынесла теорию прагматизма в общество и применила ее к своим проектам.

Однако в процессе работы она никогда не переставала писать и тематизировать свой опыт, тем самым пересматривая и переосмысливая свои теории.

Таким образом, Джейн Аддамс дает одну из моделей того, что значит быть публичным философом.

Leave a Comment