John Brown

Джон Браун в течении большого количества поколений почитался как мученик за американское дело в борьбе с рабовладельческим югом.

Нападение Джона на Харперс-Ферри в штате Вирджиния, незадолго до Гражданской войны не освободило ни одного раба и привело к его собственному суду и смерти.

 

Ранние годы

 

Джон Браун родился в городе Торрингтон в штате Коннектикут, 4 мая 1800 года.

Его отца звали Оуэн Браун, он был кожевником, а его мать звали Рут Миллс Браун.

Семья Браунов страдала психической нестабильностью.

Джон провел свое детство там и на семейной ферме в Гудзоне (штат Огайо).

Браун недолго учился и бросил учебу, чтобы научиться ремеслу кожевника.

У Брауна была жена по имени Дианта Ласк, они поженились в 1820 году, которая родила ему 7 детей (двое умственно отсталых); год спустя после смерти его жены, Джон снова женился, его вторая супруга родила 13 детей в течение следующих 21 года.

Из 20 детей Брауна выжили 12.

В 1836 году Джон решил перевезти свою семью во Франклин-Миллс (современный Кент) в штате Огайо.

Из-за экономической паники в 1837 году у Джона были значительные финансовые потери и однажды его посадили в тюрьму за пребывание на ферме против требований хозяина.

28 сентября 1842 года федеральный суд признал Джона банкротом.

В течении 12 месяцев банкротства четверо детей Джона были похоронены из-за дизентерии.

Он также проявил большой интерес к военной истории, особенно к партизанской войне Наполеоновских войн и восстанию гаитянских рабов.

Согласно семейным свидетельствам, Джон сделал вывод, что рабство может быть уничтожено только через кровопролитие, решив, что юг, должен быть захвачен, а рабы освобождены под дулом пистолета.

Он переезжал со своей семьей 10 раз, пока в 1849 году не поселился на ферме в Северной Эльбе, штат Нью-Йорк, которая была частью проекта, финансируемого филантропом Герритом Смитом для обучения свободных афроамериканцев.

 

Канзасский спор

 

После закона Канзас-Небраска 1854 года территория висела на волоске между статусом рабовладельческого и независимого государства, в то время как про- и антирабовладельческие поселенцы боролись за контроль.

Пятеро сыновей Брауна отправились в Канзас, присоединились к свободным штатам и обратились за помощью к отцу.

Браун путешествовал по востоку, выступая по канзасскому вопросу и собирая деньги на оружие, поскольку, по его словам, «без пролития крови» в Канзасе не может настать свобода.

Весной 1856 года он возглавил ответный налет на поселение прорабовладельческих  поселенцев вПотаватоми, хладнокровно убив пятерых человек.

Джон-младший провел 3 месяца в тюрьме в качестве сообщника, но сам Браун сбежал.

Дело Потаватоми сделало Джона известным на всю страну, и несмотря на то, что некоторые сторонники борьбы с рабовладельческим государством отреклись от него, другим он казался героем.

 

Первый рейд

 

Браун провел лето 1856 года, собирая деньги для Канзаса в Новой Англии, где видные общественные деятели, некоторые из которых не были полностью осведомлены о деталях его деятельности в Канзасе, были впечатлены его преданностью делу аболиционистов.

Массачусетский канзасский комитет, в состав директоров которого входили такие гражданские лидеры, как Теодор Паркер, Сэмюэл Гридли Хоу и Томас У. Хиггинсон, помогал ему собирать рекрутов, оружие и деньги.

Джон возглавил стычку в Осаватоми, где убили его сына Фредерика.

Джон направился на восток в начале 1857 года с планами вторжения в южную сторону.

Он часто проводил конференции с восточными аболиционистами и в начале 1858 года послал Джона-младшего обследовать страну вокруг Харперс-Ферри, штат Вирджиния, где находился федеральный арсенал.

В апреле он провел любопытную 10-дневную встречу сочувствующих в Чатеме, Онтарио, Канада, во время которой он объяснил свой план вторжения на юг, вооружения рабов и создания свободного государства в соответствии с новой Конституцией; собрание приняло его план, а затем проголосовало за него главнокомандующим.

Он вернулся в Канзас под именем Шубела Моргана, чтобы возглавить набег на Миссури, убив одного человека и забрав несколько рабов обратно в Канаду.

Теперь Браун считался преступником в глазах Миссури и правительства США.

В начале 1859 года Джон снова отправился в восточную часть, а в июле арендовал ферму в 5 милях к северу от Харперс-Ферри, где набрал 21 человека (16 белокожих и 5 темнокожих) для окончательной подготовки.

Он намеревался захватить арсенал, раздать оружие рабам, которые должны были присоединятся к нему, и создать свободное государство для афроамериканцев на юге.

 

Харперс-Ферри

 

16 октября 1859 года Джон Браун направился на Харперс-Ферри с 18 человеками и с припасами, оставив троих охранять ферму.

Они перерезали телеграфные провода и проскользнули в город легко захватив сторожей оружейного склада.

Рано утром 17-го числа между людьми Брауна и местными жителями вспыхнула перестрелка, а вскоре из Чарльзтауна прибыла полиция.

На следующее утро морские пехотинцы ворвались в машинное отделение, закололи штыками двухчеловек и сильно порезали Брауна саблями. Из первоначальной партии Брауна 10 погибли и 7 оказались в плену.

Брауна посадили в тюрьму в Чарльз-Тауне и через несколько дней он предстал перед судом, лежа раненым на носилках, в справедливом суде, который, однако, некоторые сочли излишне поспешным.

Присяжные предъявили ему обвинения по нескольким пунктам: гос. измена Вирджинии, заговор с афроамериканцами и убийство первой степени.

2 ноября суд вынес смертный приговор, который привели в исполнение через месяц.

Брауна повесили в Чарльз-Тауне в декабре.

По всему северу прошли массовые траурные митинги, а колокола церквей звонили в час его казни.

Джона похоронили на Северной Эльбе в штате Нью-Йорк.

 

Наследие

 

Джон Браун остается одной из самых противоречивых фигур в американской истории 19-го века.

Неужели его готовность прибегнуть к насилию навсегда поставила под угрозу его моральный авторитет как аболициониста?

Был ли он беззаконным террористом или борцом за расовое равенство?

В течение десятилетий после Гражданской войны историки привыкли интерпретировать Брауна как сумасшедшего, чьи действия не могли предотвратить политики и избежать перерастания в Гражданскую войну.

Только на рубеже 19-го века, отчасти в противовес новым законам о сегрегации на юге, появилось несколько биографий, защищающих карьеру Брауна как защитника расового равенства.

Джон Браун снова стал предметом пристального интереса в 1960-х годах, когда некоторые афроамериканские историки и союзные белые историки отстаивали Брауна как главного борца за гражданские права.

В то время как движение оплакивало таких мучеников, как Медгара Эверса и Мартина Лютера Кинга-младшего, Браун стал представлять собой более ранний пример того, как он заплатил высшую цену в продолжающейся борьбе за свободу.

Неустойчивая смесь религиозных убеждений и насилия Брауна снова вернулась в общественное сознание в начале 21-го века, когда американцы стали свидетелями террористов, а также тех религиозных экстремистов, которые взорвали Всемирный торговый центр в 1993 году и совершили теракты 11 сентября 2001 года.

Leave a Comment