Louis Armstrong

Афроамериканский джазовый музыкант и певец.

 

Ранние годы

 

Джазовый трубач и певец Дэниел Луи Армстронг родился в Новом Орлеане, долгое время существовала путаница в точной дате его рождения.

При жизни он утверждал, что родился 4 июля 1900 года, но в свидетельстве о крещении, обнаруженном в 1980-х годах, указана дата его рождения – 4 августа 1901 года.

Его мать и бабушка воспитывали его в ужасной бедности, и он с самых ранних лет вносил свой вклад в семейный доход.

Его первым музыкальным опытом было пение в квартете парикмахерской.

В 1912 или 1913 году, согласно легенде, он отпраздновал Четвертое июля стрельбой из пистолета; его арестовали и отправили в приют для темнокожих бродяг, где он находился около двух лет.

 

Карьера

 

В приюте его интерес к музыке поощрался, ему давали уроки игры на корнете и сделали его членом группы.

Армстронг стал взрослым как раз в тот момент, когда джаз становился самостоятельным музыкальным стилем в Новом Орлеане, и новая музыка и Армстронг росли вместе.

Он играл в местных клубах и обучался в местных группах, где познакомился с большинством ранних джазовых музыкантов Нового Орлеана и нашел наставника в лице Джозефа «Кинга» Оливера.

Вскоре он приобрел репутацию одного из лучших молодых духовых музыкантов в городе.

В 1919 году он присоединился к группе «Fate Marable», игравшей на речных судах Миссисипи, где он и научился читать музыку.

Он вернулся в свой родной город в 1921 году.

В 1923 году Оливер пригласил Армстронга присоединиться к его успешной креольской джазовой группе в Чикаго в качестве второго корнетиста, и именно с Оливером Армстронг сделал свои первые записи.

Эти записи представляют собой бесценный документ о раннем новоорлеанском джазе, и несмотря на то, что они содержат много ансамблевой игры и коллективной импровизации, они также показывают, что Армстронг уже был выдающимся солистом.

В следующем году, вдохновленный своей второй женой Лил Хардин, Армстронг присоединился к джазовому оркестру Флетчера Хендерсона в Нью-Йорке.

Такие записи, как аранжировка Доном Редманом «Copenhagen» 1924 года, раскрывают изобретательного мелодиста и импровизатора.

Его опыт работы в большой группе помог Армстронгу создать новый тип джазовой игры, включающий расширенные импровизированные соло.

В Нью-Йорке он также записывался в качестве аккомпаниатора для блюзовых певиц Бесси Смит, «Ма Рейни» и Берты «Чиппи» Хилл.

Этот новый стиль был представлен в чрезвычайно влиятельной серии записей, сделанных под руководством Армстронга с 1925 по 1929 год с ансамблями под названием «Hot Fives» и «Hot Sevens».

Его соавторами на ранних этапах были Джонни Доддс на кларнете, Кид Ори на тромбоне и пианистка Лил Хардин, на которой он женился.

Хардин сыграла важную роль в то время в продвижении карьеры своего мужа и контроле за ней.

Его соло в «Big Butter and Egg Man» (1926), «Struttin’ with Some Barbecue» (1927), «Potato Head Blues» (1927) и «Hotter Than That» (1927) – превосходные импровизированные мелодии, которые показали, что джаз становится искусством солиста.

Каждый вечер на эстраде Армстронг находил в пианисте Эрле Хайнсе музыканта, который мог не только функционировать на его уровне, но и с которым он мог обмениваться музыкальными идеями.

Это сотрудничество не производило записей до 1928 года, но затем оно создало такие шедевры, как «West End Blues», «Skip the Gutter» и дуэт «Weather Bird».

В 1929 году Армстронг вернулся в Нью-Йорк, который оставался его домом большую часть оставшейся жизни.

В том же году он появился на бродвейском шоу Фэтса Уоллера/Энди Разафа «Hot Chocolates».

Он также был лидером своего собственного оркестра, в котором звучали популярные мелодии, а не оригинальные блюзовые и новоорлеанские песни, которые он ранее предпочитал.

Все более заметным в его выступлениях в это время становилось его пение, которое, используя бессловесные слоги и творческую ритмическую переработку текстов и мелодий песни, повлияло на всех последующих джазовых певцов.

Его записи «Body and Soul», «Memories of You», «Sweethearts on Parade» (1930) и «Stardust» (1931), среди многих других, помогли создать как репертуар, так и стиль игры биг-бэнд-джаза.

В 1932 году и снова с 1933 по 1935 год он гастролировал по Европе.

Во время первого тура он получил прозвище «Сатчмо», сокращенное от «Satchelmouth».

 

Дальнейшая жизнь и наследие

 

После начала 1930-х годов в творчестве Армстронга не было никаких реальных инноваций.

В дополнение к своим чисто музыкальным достижениям, в 1930-х годах Армстронг стал знаменитостью индустрии развлечений, первым афроамериканцем, регулярно появлявшимся в сетевых радиопрограммах и широко фигурировавшим в кинофильмах, таких как «Манна небесная» (1936) и «Достижение успеха» (1938).

К началу 1940-х годов популярность Армстронга несколько поубавилась.

В 1947 году его карьера была оживлена его возвращением в формат небольшой группы под названием «Louis Armstrong and the All-Stars», которую он продолжал возглавлять до конца своей жизни.

В первые годы существования группы в ее состав входили пианист Эрл Хайнс, тромбонист Джек Тигарден и кларнетист Барни Бигард.

В последние годы жизни Армстронг совершил множество туров по Европе, Азии и Африке; в 1960 году правительство Соединенных Штатов назначило его специальным «представителем доброжелательности» за положительные чувства, которые вызывали его поездки за границу.

Несмотря на то, что Армстронг был выходцем из сегрегированного юга, который в начале своей карьеры научился не обсуждать расовые вопросы на работе, он глубоко заботился о расовой несправедливости.

В 1957 году его нехарактерно резкие комментарии по поводу бездействия администрации Эйзенхауэра в инциденте в Литл-Роке произвели нечто вроде фурора, хоть и такие публичные заявления Армстронга были редкостью.

Армстронг был, пожалуй, наиболее известен широкой публике в последние годы благодаря популярным записям с его пением, в том числе «Blueberry Hill» (1949), «Mack the Knife» (1955) и «Hello, Dolly» (1967).

В 1988 году его запись 1968 года «It’s a Wonderful World» появилась в популярных чартах после того, как она была использована в фильме «Доброе утро, Вьетнам».

Луи Армстронг обладал врожденной способностью заставлять людей чувствовать себя хорошо просто своим присутствием, но это чувство не сводилось к тому, чтобы подбодрить своих зрителей.

Его музыка могла охватывать меланхолию и печаль, в то же время выражая компенсирующую и столь же глубокую радость.

Армстронг был первым великим импровизатором в джазе, и его творчество изменило не только эту музыку, но и всю последующую популярную музыку, вокальную и инструментальную.

Он расширил диапазон своего инструмента и всех его духовых собратьев таким образом, что это повлияло на композиторов и исполнителей во всех формах музыки.

Пройдя путь от простого начала до международной известности, он, возможно, стал одновременно самым любимым и самым влиятельным американским музыкантом 20-го века.

Армстронг, чья карьера замедлилась после сердечного приступа 1959 года, умер в Короне, Куинс, где он жил с 1942 года со своей четвертой женой Люсиль Уилсон.

Leave a Comment