Афроамериканский министр и лауреат Нобелевской премии Мартин Лютер Кинг-младший положил начало стратегии ненасилия в движении за гражданские права.
Мартин является одним из самых важных темнокожих лидеров эпохи.
Ранние годы
Родители Мартина Лютера Кинга-младшего, Майкл Кинг и Альберта Уильямс, поженились в День благодарения 1926 года в Атланте, штат Джорджия, в баптистской церкви Эбенезер, где пастором был отец его жены.
Молодожены переехали к родителям жены.
Именно в этом доме 15 января 1929 года родился Майкл Лютер Кинг-младший.
Вскоре после этого произошла трагедия, когда отец жены умер от сердечного приступа.
Отец Кинга стал пастором примерно через 7 месяцев.
К концу второго курса он попросил свою церковь отправить его в летнее турне по Святой Земле, Европе и Африке.
По возвращении домой Майк Кинг изменил свое имя и имя своего сына на Мартина Лютера Кинга, старшего и младшего.
Кинг-младший начал ходить в начальную школу сначала на Йонг-стрит, затем в школу Дэвида Говарда, а к 7 и 8 классам он учился в средней школе университета Атланты.
Однако школа закрылась, и он вернулся к государственному образованию, где пропустил 9 и 12 классы.
Кинг поступил в колледж Морхаус после 11 класса и, получив специальность по социологии, окончил его в 1948 году.
На первом курсе колледжа Кинг произнес свою пробную проповедь в Эбенезере, а вскоре после этого стал помощником священника в церкви своего отца.
До окончания университета в 1948 году Кинг подал заявление и был принят в теологическую семинарию в Честере, штат Пенсильвания.
Бойкот
В 1955 году, когда Розу Паркс, темнокожую женщину, арестовали за нарушение закона о раздельном размещении в общественном транспорте в Монтгомери, темнокожие граждане были возмущены.
Кинг, коллега-министр Ральф Абернати и председатель NAACP штата Алабама созвали открытое собрание.
Афроамериканцев призвали бойкотировать сегрегированные городские автобусы, и была создана Ассоциация улучшения Монтгомери (MIA).
Бойкот продолжался более года, пока автобусная компания не капитулировала.
Сегрегированные места были прекращены, и некоторые афроамериканцы были наняты в качестве водителей автобусов.
Когда США Верховный суд подтвердил, что законы о сегрегации автобусов были неконституционными, бойкот закончился триумфом темнокожего достоинства.
В одночасье Мартин стал национальным героем и признанным лидером в борьбе за гражданские права.
Победа была нелегкой.
Будучи избранным на пост президента МВД, жизнь Кинга находилась в постоянной опасности.
Его дом подвергся бомбардировке, ему и другим руководителям МВД угрожали, преследовали, арестовывали и сажали в тюрьму.
Конференция лидеров южных христиан
В 1957 году около 60 темнокожих министров собрались в Атланте, в целях формирования Конференции лидеров южных христиан (SCLC) для продолжения борьбы за гражданские права.
Мартина избрали президентом.
Несколько месяцев спустя он встретился с вице-президентом Ричардом Никсоном на праздновании независимости Ганы в Аккре.
Год спустя Кинга-младшего и троих темнокожих лидеров за гражданские права принял президент Дуайт Эйзенхауэр.
Однако ни одна из встреч не привела к какому-либо конкретному облегчению для афроамериканцев, которые, тем временем, становились все более беспокойными в условиях продолжающейся расовой дискриминации.
В феврале 1958 года SCLC спонсировала 21 массовый митинг в ключевых южных городах в рамках «Крестового похода за гражданство», целью которого было удвоить число темнокожих избирателей на юге.
Кинг теперь постоянно путешествовал, выступая за «справедливость» по всем штатам.
Год спустя доктор и миссис Кинг посетили Индию.
Кинг-младший давно интересовался практикой ненасилия Махатмы Ганди.
Тем не менее, когда они вернулись в США, борьба за гражданские права значительно усилилась, и насильственное сопротивление белых ненасильственным усилиям темнокожих демонстрантов заполнило газеты сообщениями о кровавых столкновениях.
Все больше требований предъявлялось к Мартину как к стороннику ненасильственных перемен.
В 1960 году он перевез свою семью в Атланту и стал ассоциированным пастором со своим отцом в баптистской церкви Эбенезера.
Победы в области гражданских прав
В 1964 году президенту Линдону Джонсону пришлось подписать закон «О гражданских правах», который запрещает дискриминировать людей в любых сферах трудоустройства, публичных местах и остальных жизненных моментах.
Мартин присутствовал на подписании этого закона.
Кинг-младший все время настаивал на подписании закона, гарантирующего, что темнокожих не будут лишать свободы слова из-за практики дискриминации, такой как экзамены на грамотность.
Также в 1965 году Джонсону пришлось подписать закон «Об избирательных правах», и благодаря этому Мартину вручили Нобелевскую премию в 1964 году.
Война во Вьетнаме
В 1965 году Кинг-младший совершил тур «люди к людям» по северным городам.
Но растущая воинственность афроамериканцев в Уоттсе и Гарлеме, а также в Миссисипи и Алабаме, заставила доктора Кинга пересмотреть ненасильственное движение за гражданские права, основанное им.
Несмотря на то, что Мартин подтвердил свою приверженность ненасилию, он понимал сильное разочарование, испытываемое темнокожими, когда их собственная ненасильственная тактика оставляла их открытыми для опасного насилия от оппозиционной стороны.
Мартин беспокоился об американском участии в войне во Вьетнаме и осознал, что его все больше подталкивают к лидерству в антивоенных группировках.
В 1967 году Мартин выступил непосредственно против войны во Вьетнаме, хоть и большинство защитников гражданских прав раскритиковали его за это.
Отбывая 4-дневный срок в Бирмингеме из-за демонстраций 1963 года, Мартин и его брат Абернати и Уайатт Ти Уокер начали планировать «Марш бедных», чтобы объединить интересы бедных всех рас.
Смерть Кинга-младшего
4 апреля 1968 года Кинга-младшего убили на балконе его номера в гостинице в Мемфисе (штат Теннесси).
Во время похорон, тысячи оплакивающих прошли по Атланте за повозкой, с запряженным мулом, с гробом Мартина.
В посмертно опубликованном эссе с названием «Завещание надежды» Мартин призывал темнокожих американцев продолжать свою приверженность ненасилию, но также предупреждал, что справедливость для темнокожих людей не сможет быть достигнута без кардинальных перемен в структуре социума.
Наследия
- Философия Кинга была вдохновлена ненасильственными действиями Ганди, которые нацелены на предотвращение английского управления в Индии. Кинг-младший смог вдохновить остальных людей изменить свой социум ненасильственными средствами, начиная с подавления движения солидарности советской оккупации в Польше и заканчивая борьбой Нельсона Манделы за предотвращение апартеида в ЮАР.
- В 1963 году Кинг сказал, что всех людей следует судить не «по цвету кожи, а по характеру». Центр Мартина Кинга-младшего в Атланте является живым памятником видению Кинга о свободном и равном мире, посвященном расширению возможностей, борьбе с расизмом и искоренению всех дискриминирующих форм.
- Научно-исследовательский и образовательный институт Мартина Лютера Кинга-младшего при Стэнфордском университете является домом для проекта King Papers, представляющего собой всеобъемлющую коллекцию всех речей, записей и остальных работ Мартина. Институт также участвует в инициативе по образовательной программе свободы и сообщества Ганди-Кинга, которая использует идеи Мартина Кинга-младшего для объединения общественных активистов во всем мире, работающих над продвижением прав человека.
- В Штатах «День Мартина Лютера Кинга-младшего» объявлен национальным «Днем служения». Американцев призывают отмечать этот день в честь Мартина, который смог улучшить жизнь остальным эпохам. Президент Обама продвинул добровольчество как способ помочь решить проблемы, которые стоят перед целым миром.