Американская первооткрывательница Христианской науки, ученая и основательница Церкови Христа.
Ранние годы
Мэри родилась в Боу, штат Нью-Гэмпшир, в семье из шести детей Марка Бейкера и Эбигейл Эмброуз Бейкер.
Ее формальное образование было спорадическим, и ее часто не пускали в школу из-за болезни.
В своей автобиографии «Ретроспекция и самоанализ» она написала, что ее отца «учили верить» в то, что ее мозг был слишком велик для ее тела.
Несмотря на то, что ее образование было необычным, она провела несколько семестров в академиях для молодых женщин.
Эдди была прилежной ученицей и заядлой читательницей, и на протяжении всей своей жизни она хранила альбомы с вырезками из книг, которые ее привлекали.
В «Науке и здоровье» она высоко оценила наблюдения, изобретения, исследования и оригинальную мысль как «ученых правильного вида».
Как правило, ее интересовали способы расширения мышления за счет обучения, а не обучения как простого приобретения фактов.
Христианская наука
Жизнь Эдди была довольно обычной.
В Америке 19-го века мужчины обладали юридической, финансовой и директивной властью над жизнью женщин.
Женщины, особенно благородные, были дочерями, сестрами, женами, матерями и вдовами – Эдди была такой же.
Даже в религии женщинам было отказано в публичном участии в богослужении, и от них ожидалось, что они согласятся с убеждениями своих родственников-мужчин.
Проповедуя теологию, которая продвигала библейскую власть над церковным учением, и основывая церковь, Эдди угрожала установившимся патриархальным позициям и впоследствии пострадала от юридических, словесных и даже физических наказаний.
Эдди посвятила себя глубокому изучению Библии, потратив следующие несколько лет на поиски духовного значения библейских рассказов об исцелении.
Она искала «первобытное христианство» Иисуса и ранних христиан.
Она написала обширные заметки, особенно размышляя о книгах Бытия и Откровения.
Пересмотр этих книг и добавление глоссария, содержащего ее интерпретацию духовного значения выбранных терминов, в основном взятых из этих двух книг, позже легли в основу ее преподавания в классе и раздела «Ключ к Священным Писаниям» учебника христианской науки.
По мере того, как развивались ее радикальные идеи, и она начала их распространять, она обнаружила, что не ладит с семьей и друзьями.
В течение следующих нескольких лет Эдди переезжала из пансиона в пансион.
У нее было мало финансовых средств, и она зарабатывала на жизнь скромными литературными вкладами и, в конце концов, брала студентов, которым начала преподавать свою теологию исцеления.
Ее учение было подкреплено ее собственной практикой исцеления.
В этот период она начала писать свою основную работу «Наука и здоровье» с «Ключом к Священным Писаниям», первое издание которой было опубликовано в 1875 году.
До смерти Эдди книга прошла 8 основных редакций и более 200 меньших версий.
Поначалу Эдди надеялась, что ее идеи будут приняты существующими церквями.
Когда этого не произошло, она организовала свою собственную церковь в 1879 году, только чтобы отказаться от ее устава в 1889 году.
В 1892 году она реорганизовала церковь и назвала ее Первой Церковью Христа, в Бостоне, штат Массачусетс.
Хоть и сама Эдди проповедовала как с кафедры, так и в общественных залах, в 1895 году она постановила, что в ее церкви не будет рукоположенного духовенства.
Богослужения состояли из чтения Библии и соответствующих отрывков из ее книги.
В дополнение к богослужениям по воскресеньям и в середине недели Эдди обеспечивала лекторов, которые посещали общины.
Она создала высоко централизованное правительство для своей церкви, делегировав ежедневный надзор совету директоров.
Как мужчины, так и женщины имели право работать там.
Эдди также создала структуру для теологического образования, преподавателями которой могли быть как мужчины, так и женщины.
Однако наиболее заметным было то, что женщины занимали видное место в общественной практике того, что Эдди называла христианским исцелением.
В течение оставшейся части своей жизни Эдди неоднократно сталкивалась с внутренними разногласиями со стороны последователей, желающих дополнить или заменить ее учение своим собственным.
Большинство из них покинули Христианскую науку, и некоторые из женщин в конечном итоге сами стали религиозными лидерами, особенно в движении «Новая мысль».
Эдди была убеждена, что проблеск духовной реальности, который она испытала в 1866 году, и его последующее усовершенствование были божественно вдохновлены и, как таковые, не могли быть изменены никем другим.
Ни церковное правительство, которое она сформировала, ни написанный ею учебник не могут быть пересмотренными.
Ее последним достижением стало основание международной газеты «Кристиан Сайенс монитор» в 1908 году.
В то время, когда многие женщины вели домашнее хозяйство, талант Эдди к организации и ведению бизнеса вызывали к ней враждебность.
Оппотенты критиковали контроль, который она поддерживала.
В то же время другие находили исцеление в учениях Христианской науки.
Учения и последние годы жизни
В детстве Эдди была погружена в мысли и язык Библии.
Ее зрелые труды изобилуют библейскими намеками и цитатами.
Однако ее чтение Библии часто было нетрадиционным, и комментаторы 19-го и 20-го веков критиковали ее теологию как заумную, неинформированную, даже неортодоксальную.
В своей интерпретации «Молитвы Господней», впервые опубликованной в 1891 году, Эдди определила Бога как «Отца» и «Мать».
В 1900 году она сменила обозначение на «Отец – Мать».
С 3-го по 15-е издания «Науки и здоровья» Эдди использовала местоимение женского рода для обозначения Бога в своей главе «Творение», вернувшись к местоимению мужского рода в 1886 году.
Она также последовательно использовала терминологию для обозначения Бога, называя божество «Жизнью», «Истиной», «Любовью», «Духом», «Душой», «Разумом» и «Принципом».
Размышления Эдди в ее главе «Наука, теология и медицина» в первую очередь касаются природы Христа и характера Иисуса.
Она писала, что Иисус был высшей человеческой концепцией, неотделимой от Христа, которую она определила «как божественную идею Бога вне плоти».
Эдди утверждает на библейской основе, что творение изначально было и в конечном счете является духовным.
Этот духовный образ тела, удерживаемый в мыслях, благотворно влияет на физические условия, исцеляя человеческое тело.
Как теолог, целитель, учитель, писатель и издатель, Мэри продолжала оставаться лидером своей церкви до 90 лет.
Также в 1890-х годах разгорелся крупный спор, связанный с судебным процессом, в котором Эдди обвинили в том, что она просто плагиировала работу Финеаса Куимби.
Иск был удовлетворен в ее пользу, но неопубликованные работы Куимби не были доступны в суде, и Аннетта и Джулиус Дрессер (оба бывшие ученики Куимби), и их сын Горацио Дрессер увековечили идею о том, что Эдди проиграла бы, если бы материалы были допущены.
Церковь Эдди распространилась по всем районам Соединенных Штатов и Канады к моменту ее смерти 3 декабря 1910 года.
Она оставила после себя церковное руководство, опубликованное в 1908 году, для руководства администрацией организации, которую в настоящее время возглавляет бессменный совет директоров.