Священник, основавший колонию.
Взгляды Роджера Уильямса на взаимоотношения церкви и государства проистекали из его религиозных убеждений.
Как и его современники, Уильямс верил, что второе пришествие Христа неизбежно и что в оставшееся время долг христианина – помочь собрать самую совершенную из возможных церквей.
Поиски Уильямсом духовно чистой паствы в конце концов привели его к убеждению, что мир настолько глубоко грешен, что не будет искуплен до возвращения Христа.
Ввиду безнадежного состояния мира, все, что мог сделать христианин – это сохранить свою духовную жизнь незапятнанной мировым злом.
Эта точка зрения привела Уильямса в противоречие с пуританами Массачусетса, которые, считая, что все их общество искупается, утверждали, что гражданская власть должна защищать церкви.
Ранние годы и начало карьеры
Во время Лондонского пожара в 1666 году было утеряно свидетельство о рождении Роджера, известно лишь, что год его рождения выпадает на 1603 год.
Отцы Роджера звали Джеймс, он работал всю жизнь торговцем в Лондоне.
Мать зовут Элис, она внесла значительную лепту в религиозное формирование Роджера, отдав его в церковь на воспитание.
Спустя время он познакомился с религиозным преследованием путин, что тоже повлияло на его мировоззрение.
Будучи подростком, Роджер пошел учиться в школу Чартер-Хаус.
В школе у него был наклон к изучению языков, он научился говорить и писать на латыни, греческом, иврите, голландском и французском языках.
Это принесло ему возможность поступить в колледж в Кембридже.
Получивший образование в школе Чартерхаус и Кембридже, Уильямс в 1629 году стал капелланом сэра Уильяма Мэшема из Эссекса.
В том же году он женился на Мэри Барнард.
В 1630 году Уильямс и его жена отплыли в Массачусетс.
Недовольство Уильямса Массачусетской церковью быстро стало очевидным: он отказался служить первым служителем Бостонской церкви, потому что она не отделилась от духовного разложения Англиканской церкви.
Уильямс подумывал о том, чтобы присоединиться к церкви Салема, но, когда вмешались власти, он отправился в Плимут.
Найдя Плимутскую церковь не совсем хорошей, Уильямс вернулся в Салем в 1633 году в качестве помощника священника.
В 1634 году церковь Салема бросила вызов властям Массачусетса и выбрала Уильямса священником.
Уильямс учил, что гражданские власти не могут наказывать за нарушение первых четырех заповедей декалога, что клятва верности является религиозным актом и что англичане не имели надлежащего права на американскую землю, потому что английский король был в союзе с антихристом.
Поездка в Род-Айленд
В 1635 году, изгнанный из Массачусетса за свои учения, Уильямс отправился на Род-Айленд, где основал Провиденс.
Он работал фермером, индейским торговцем и гражданским судьей.
Во время посещения индейцев Уильямс работал над словарем, озаглавленным «Ключ к языку Америки» (1643), который, как он надеялся, послужит будущим апостолам, которые после возвращения Христа отправятся в пустыню, чтобы обратить индейцев.
Сам Уильямс не пытался обратить индейцев в свою веру.
Собственные поиски Уильямса духовного совершенства сделали его сначала баптистом, а затем «искателем», отвергающим приверженность какому-либо определенному вероучению. Уильямс даже отказался молиться вместе со своей женой, потому что не считал молитву полностью правильно трактованной.
В момент Пекотской войны Уильямс оказал большую услугу колонии Массачусетс в своих переговорах с индейцами племени Наррагансетта.
Считая все те общества, индейские и пуританские, неисправимыми, Уильямс полагал, что склонность людей к злу нуждается в жестком контроле.
Следовательно, он помогал принимать строгие законы для Провиденса.
В то же время он также считал, что, поскольку все люди от природы злые, они имеют одинаковые естественные права и должны делить землю поровну.
С этой целью Уильямс оказал помощь в создании демократической земельной ассоциации.
Уильямс в Англии
В 1643 году Уильямс отправился в Англию, чтобы получить чартер для Провиденса.
Колония была в состоянии внутренней дележки и находилась под угрозой со стороны других колоний Новой Англии.
С помощью сэра Генри Вейна, Уильямс получил хартию в 1644 году.
Находясь в Англии, Уильямс опубликовал несколько книг и брошюр.
В запросах, заслуживающих самого пристального внимания (1644), он призвал парламент не создавать национальную церковь, конгрегационную или пресвитерианскую.
В письме мистера Коттона (1644), он высказывался за религиозную терпимость.
Также он говорил, что церковь, которая во имя Христа преследует людей разных вероисповеданий и лишает их права жить в общине, является антихристианской.
Во всех его трудах, аргументы Уильямса в пользу отделения церкви от государства взяты из его интерпретации отношений между Ветхим и Новым Заветами.
Пуритане Массачусетса верили, что их церкви были преемниками еврейских храмов; губернатор Массачусетса нес ответственность за церкви.
Уильямс, с другой стороны, утверждал, что после пришествия Христа церковь является только духовной.
Воссоединение колонии и последние годы жизни
По возвращении из Англии Уильямс обнаружил, что Уильям Коддингтон получил земельный грант из Англии, который разделил колонию.
В 1652 году Уильямс снова отправился в Англию и аннулировал земельный титул Коддингтона.
В Лондоне Уильямс продолжал публиковать свои книги.
Вернувшись в Провиденс, Уильямс объединил колонию и стал ее президентом.
В эти годы евреи и квакеры прибыли в Провиденс и получили религиозную терпимость.
Однако некоторые экстремистские секты, такие как Рантеры, были исключены.
В 1659 году Уильямс начал ожесточенную, но успешную борьбу против Уильяма Харриса, который пытался обманом лишить индейцев племени Наррагансетта их земли.
В 1675 году началась война в Новой Англии при короле Филиппе, причиной тому стала аннексия территорий и распространение заболеваний на индейцев.
Роджер в тот момент пытался устранить войну и наладить отношения с коренным населением (несмотря на свой возраст), но ему не удалось этого сделать, так как город сожгли в 1676 году в начале весны.
Несмотря на это, Роджер дождался того момента, чтобы увидеть восстановление Провиденса.
Он продолжал проповедовать в колонии и успел застать ее в момент расцвета и развития.
Роджер умер зимой в 1683 году.
Его похоронили на его же земле, а спустя время, его ферма начала резко угасать.
Несколько веков историки пытались найти место захоронения Роджера, но попытки были напрасны, так как один лишь корень от дерева остался на том месте.
При жизни он был талантливым писателем.
Сегодня он наиболее известен своей мрачной повестью «Преследование по соображениям совести» (1644), в которой он изложил свои религиозные и политические взгляды.
Уильямс, как сообщается, был очаровательным и благородным человеком, которым восхищались все, кто его знал, включая пуритан, которые не соглашались с его свободомыслящими взглядами.
Памятник в парке посадки Роджера Уильямса, построенный в 1906 году, был подвергнут вандализму в 1996 году, в результате чего Департамент парков убрал мемориальные доски.
На протяжении многих лет таблички были утеряны, но недавно Ассоциация Фокс-Пойнта (FPNA) собрала деньги в целях воссоздания оригиналов.